желания, которых почему-то оказывается “достаточно”, а героини — трех женихов. Мы говорим: “угадай с трех раз”, полагая, что три раза это достаточно. “З” описывает время — прошлое, настоящее и будущее, и пространство — длина, ширина, толщина.
Возможно, ассоциация “З” с “наилучшим” и “всем” произошла от примитивных методов счета или, скорее, отсутствия такового. У некоторых примитивных народов числа 1 и 2 обозначаются определенными словами, но 3 определяется словом “много”. Таким образом, если 3 связано с представлением об изобилии, то оно могло ассоциироваться и с понятием “лучший” и “все”. В Вавилоне для определения любого созвездия, сколько бы в нем ни было звезд, использовалось сочетание “три звезды”. В Древней Греции особое значение придавалось тому, чтобы умершие были правильно захоронены, но, если обстоятельства но допускали осуществления положенного погребального обряда, считалось достаточным бросить на труп три пригоршни земли. В германском фольклоре оборотня нужно трижды ударить в лоб, чтобы обнаружилась его истинная сущность.
Все совершенные числа чрезвычайно важны для магии, так как они указывают, сколько раз должно быть повторено то или иное действие. Поскольку “З” воплощает понятие о “достаточном” и обо “всем”, произвести заговор трижды считается в магии достаточным, ибо это означает, что он произнесен бесчисленное количество раз. В заговорах и ворожбе постоянно встречается указание, что действие должно быть повторено трижды. Иногда “З” связывают с “7”, другим числом совершенства. Плиний в своей “Естественной истории” в качестве лекарства от астмы рекомендует три раза смещать с медом по семь сороконожек, а чтобы избавиться от золотухи, нужно три щепотки пепла от сожженных гадюк разбавить жидкостью и принимать трижды в день в течение недели. (Золотуха — кожное заболевание, а гадюки периодически сбрасывают свою кожу, чтобы затем появиться в новенькой и блестящей.)
Следующим магически сильным числом является 9, поскольку в нем удваивается сила “З” (9=3Х3). Книга по медицине, написанная около 400 года н. э., при расстройстве желудка рекомендует следующее: надавите на живот большим пальцем левой руки и произнесите девять раз — адам, бетам, алам, батур, алем, ботум. Потом прикоснитесь пальцем к земле и сплюньте. Произнесите эти слова еще девять раз и еще девять раз — то есть 3Х9 повторов. Плиний упоминает о способе избавления от болей в селезенке. Возьмите свежую овечью селезенку, приложите ее к телу больного и повторяйте: “Я это делаю, чтобы вылечить селезенку”. Эти слова нужно повторить 27 раз (3Х9). Затем прилепите селезенку к стене спальни и обведите ее кругом. В обоих случаях слова направлены на то, чтобы перенести болезнь пациента в первом случае — в землю, во втором — в овечью селезенку (селезенка должна быть обведена, поскольку она находилась в магической связи с больным и теперь может быть использована против него). Однако слова будут действенными лишь в том случае, если будет применена сила 3Х9.
Зловещий заговор рекомендовался магом эпохи Возрождения Корнелиусом Агриппой. Возьмите труп человека и кусок веревки. Измерьте труп веревкой — от локтя до конца самого длинного пальца, от плеча до конца самого длинного пальца и от макушки до пяток. Сделайте это трижды, произведя в целом девять измерений. Избавитесь от трупа, но сохраните веревку. Любой, кого вы измерите таким же образом и э^ой же веревкой, станет жертвой бед и нищеты.
Истинной целью этого колдовства является убийство измеряемого человека. Девять измерений вобрали в себя субстанцию трупа, и теперь она может быть перенесена на живое тело. Измерение вещи, точно так же как и ее имя, есть сама вещь. Измерением устанавливаются размеры и пределы вещи, то есть измерение содержит в себе ее истинную суть.
9 — число совершенства, потому что с момента зачатия до момента рождения человека проходит 9 месяцев. 9, завершает ряд главных чисел. (С этой точки зрения, 10 есть лишь повторение 1.) 360° составляют полный круг, а 360 может быть сведено к 9. В своих “Анналах” Овидий рассказывает, что в Риме считалось, будто духи умерших возвращаются в свои дома в определенные дни мая. Для того чтобы изгнать их, глава дома, вымыв руки в воде, после полуночи обходил свои владения, бросая за спину черную фасоль, и 'девять раз повторял: “Это бросаю, выкупая себя и своих”. Ему нельзя было оглядываться, так как считалось, что духи следуют за ним и собирают фасоль. Затем он повелевал духам оставить его дом, произнося девять раз: “Духи моих отцов, уходите”. И только после этого