охарактеризовал искусство сновидения назвав его
"вратами в бесконечность". Тогда же я заявил, что эта метафора ни о чем
мне не говорит.
- Хорошо, не будем пользоваться метафорами, - уступил он. - Так,
искусство сновидения есть путь, посредством которого маги используют
обычные сны.
- Как могут быть использованы обычные сны? - поинтересовался я.
- Слова, - сказал он. - Вечно они вводят нас в заблуждение. Когда
мой учитель пытался объяснить мне, что такое искусство сновидения, он
назвал его магическим способом желать миру спокойной ночи. Конечно, он
просто старался подогнать свое описание под характер моей ментальности.
Тоже самое делаю я в твоем случае.
По какому-то другому поводу дон Хуан сказал мне: - Сновидение
должно быть испытано, иначе просто невозможно понять - что же это такое.
Простое наблюдение снов не есть сновидение. Полет мысли, представление
желаемого и любое действие по созданию картин в воображении - тоже не то.
Сновидение раскрывает перед нами возможность восприятия других
миров. Мы можем описывать эти миры, но не способны описать то, что
позволяет нам их воспринимать. И в то же время нам дано ощутить, каким
образом сновидение открывает перед нами вход в иные сферы бытия. Я бы
сказал, что сновидение - это ощущение, процесс, протекающий в теле, и
осознание, возникающее в уме.
В ходе общего обучения дон Хуан подробнейшим образом объяснял мне
принципы, теоретическое обоснование и практические приемы искусства
сновидения. Инструкции его разделялись на две части. Первая из них
касалась собственно методик практики сновидения, вторую составляли
абстрактные объяснения этих методик. Метод обучения, которым пользовался
дон Хуан, был своего рода игрой, построенной на взаимодействии моего
чисто интеллектуального любопытства и моего желания удовлетворить это
любопытство практически. Вначале дон Хуан заинтересовал меня изложением
абстрактных принципов сновидения, а потом вводил в курс практической
стороны, давая мне тем самым возможность удовлетворить свой интерес
самым непосредственным образом.
Я уже описывал все это - настолько подробно, насколько мог.
Описывал я также и ту особую магическую среду, в которую дон Хуан вводил
меня, чтобы обучать своему искусству. Мое функционирование в этой среде
представляло для меня особый интерес, поскольку оно полностью
принадлежало к сфере второго внимания. Именно во втором внимании я
взаимодействовал с десятью женщинами и пятью мужчинами - членами отряда
дона Хуана, а также с его учениками, среди которых было четверо молодых
людей и четыре молодые женщины.
Дон Хуан набрал учеников сразу же после того, как я вошел в его мир.
Мне он со всей определенностью дал понять, что они образуют традиционную
магическую группу, воспроизводящую структуру его собственной партии
магов, и что мне предстоит их возглавить. Однако в ходе работы со мной
он понял, что я не совсем таков, каким он меня представлял изначально.
Отличие он объяснил в терминах энергетической конфигурации, которую
могут видеть только маги. Моя энергетическая сфера имела не четыре
сектора, как сфера самого дона Хуана, а только три. Он ошибался,
полагая, что сможет исправить этот дефект. Из-за такой энергетической
конфигурации я совершенно не годился на роль лидера восьми набранных
доном Хуаном учеников. Причем не годился настолько, что, не видя иного
выхода, дон Хуан вынужден был набрать новую группу людей, в большей
степени соответствовавших моей энергетической структуре.
Обо всех происходивших тогда событиях я уже писал, и достаточно
подробно. Но я ни разу не упомянул о второй группе учеников. Дон Хуан
строжайше запрещал мне делать это. Он утверждал, что они находятся
всецело в моем поле. А согласно договору, заключенному между нами еще в
самом начале, мне разрешалось писать только о том, что относилось к полю
дона Хуана.
Вторая группа учеников, вернее учениц, бывшая исключительно
компактной, состояла всего из трех членов: видящей Флоринды Грау,
сталкера Тайши Абеляр и женщины-нагвая Кэрол Тиггс.
Мы взаимодействовали друг с другом исключительно во втором внимании.
В мире повседневной жизни мы не имели друг о друге даже смутного
представления. Что же касается отношений каждого из нас с доном Хуаном,
то здесь все было совершенно ясно: он вкладывал одинаково огромные силы
в обучение и тренировку каждого из нас. Тем не менее, ближе к концу,
когда время дона Хуана было почти исчерпано, психологическое давление,
вызванное его предстоящим уходом, начало разрушать