меня последовательно
притягивали к себе все детали картины, на которые я обращал внимание.
Сон перестал быть сном. Я воистину находился в горах Сьерры, по крайней
мере об этом говорило мне мое восприятие.
Словно сквозь фотообъектив с электронным увеличителем, я
вглядывался в расщелины, валуны, деревья, пещеры. По отвесным склонам я
поднимался к вершинам гор, и все это продолжалось до тех пор, пока я
полностью не обессилел, утратив способность сосредоточивать внимание
сновидения на чем бы то ни было. Я почувствовал, что теряю контроль. В
конце концов я обнаружил, что больше нет никакого пейзажа, но только
лишь непроглядная тьма.
- Ну что же, ты добрался до вторых врат сновидения, - сообщил мне
дон Хуан, когда я рассказал ему об этом сновидении. - Теперь тебе
предстоит сквозь них пройти. Преодоление вторых врат сновидения - это
очень серьезно. Для этого необходимо усилие, необходима строжайшая
дисциплина.
Я не был уверен в том, что справился с поставленной задачей,
поскольку в другом сне по-настоящему не просыпался. Я задал дону Хуану
вопрос по поводу этой неувязки.
- Это моя ошибка, - ответил он. - Я говорил тебе, что необходимо
проснуться в другом сне, но имелось в виду несколько иное: нужно
последовательно и точно менять сны. Именно это ты и совершил.
- Подбираясь к первым вратам, ты потратил массу времени впустую,
разглядывая исключительно собственные руки. На этот раз ты направился
прямо к цели, не особо утруждая себя выполнением данной тебе инструкции
проснуться в другом сновидении.
Затем дон Хуан сказал, что существует два корректных способа
преодоления вторых врат сновидения.
Первый - проснуться в другом сне, то есть увидеть во сне, что
видишь сон и во сне же увидеть, что проснулся.
Второй - использовать объекты сновидения для переключения на другой
сон, как сделал это я.
Как обычно, дон Хуан в очередной раз предоставил мне возможность
практиковаться без какого бы то ни было вмешательства с его стороны. Я
же занялся отработкой обоих описанных им способов. Либо мне снилось, что
у меня был сон, в котором мне снилось, что я проснулся, либо, как-будто
глядя сквозь объектив электронного фотоувеличителя, я переходил от
чего-нибудь, непосредственно доступного моему вниманию сновидения,
к чему-либо не столь доступному. Иногда я применял второй способ в
слегка измененном варианте: я вглядывался в какой-нибудь из объектов
сновидения до тех пор, пока он не начинал изменять форму, втягивая меня
тем самым сквозь звенящий вихрь в другой сон. Однако мне никогда не
удавалось предугадать заранее, каким из трех способов я воспользуюсь в
данном конкретном сновидении. Заканчивались же мои тренировки по
отработке искусства сновидения либо тем, что я "выскакивал" из внимания
сновидения и просыпался, либо тем, что я проваливался в темный, глубокий
беспробудный сон.
Все шло гладко. Единственное, что меня беспокоило, - это все чаще
повторявшееся ощущение некоторой помехи, что-то вроде приступов страха
или дискомфорта. Я полагал, что это обусловлено либо моим отвратительным
питанием, либо тем, что как раз в то время дон Хуан часто давал мне
галлюциногенные растения, что тоже входило в программу моих занятий.
Однако в конце концов приступы сделались настолько явными, что я
вынужден был обратиться к дону Хуану за советом.
- Ты прикоснулся к самой опасной грани магического знания,
настоящему кошмару, истинному страху, - начал он. - Я обязан прямо
сказать тебе об этом, не церемонясь с твоим любимым рационализмом. С
этой гранью неизбежно сталкивается каждый маг. Боюсь, что если бы я тебя
не предупредил, то на этом этапе ты вполне мог бы сорваться и
запаниковать, считая, что где-то допущена ошибка.
Дон Хуан очень серьезно объяснил мне, что жизнь и сознание как
энергетические категории не являются исключительным свойством живых
организмов. Маги увидели, что существует два типа сознательных существ,
скитающихся по этой земле - органические существа и существа
неорганические. Сравнивая их друг с другом, маги увидели, что и те и
другие являются сгустками свечения, сквозь которые во всех мыслимых
направлениях струятся миллионы энергетических волокон вселенной.
Отличаются они друг от друга формой и яркостью. Неорганические существа
имеют вытянутые формы, похожие на свечи, и светятся тусклым светом.
Органические же существа более округлы и обладают гораздо более ярким
свечением. Еще одно существенное различие между ними, которое увидели
маги, состоит в том, что жизнь и сознание