Карлос Кастанеда

Искусство сновидения 1994г

меня последовательно

притягивали к себе все детали картины, на которые я обращал внимание.

Сон перестал быть сном. Я воистину находился в горах Сьерры, по крайней

мере об этом говорило мне мое восприятие.

Словно сквозь фотообъектив с электронным увеличителем, я

вглядывался в расщелины, валуны, деревья, пещеры. По отвесным склонам я

поднимался к вершинам гор, и все это продолжалось до тех пор, пока я

полностью не обессилел, утратив способность сосредоточивать внимание

сновидения на чем бы то ни было. Я почувствовал, что теряю контроль. В

конце концов я обнаружил, что больше нет никакого пейзажа, но только

лишь непроглядная тьма.

- Ну что же, ты добрался до вторых врат сновидения, - сообщил мне

дон Хуан, когда я рассказал ему об этом сновидении. - Теперь тебе

предстоит сквозь них пройти. Преодоление вторых врат сновидения - это

очень серьезно. Для этого необходимо усилие, необходима строжайшая

дисциплина.

Я не был уверен в том, что справился с поставленной задачей,

поскольку в другом сне по-настоящему не просыпался. Я задал дону Хуану

вопрос по поводу этой неувязки.

- Это моя ошибка, - ответил он. - Я говорил тебе, что необходимо

проснуться в другом сне, но имелось в виду несколько иное: нужно

последовательно и точно менять сны. Именно это ты и совершил.

- Подбираясь к первым вратам, ты потратил массу времени впустую,

разглядывая исключительно собственные руки. На этот раз ты направился

прямо к цели, не особо утруждая себя выполнением данной тебе инструкции

проснуться в другом сновидении.

Затем дон Хуан сказал, что существует два корректных способа

преодоления вторых врат сновидения.

Первый - проснуться в другом сне, то есть увидеть во сне, что

видишь сон и во сне же увидеть, что проснулся.

Второй - использовать объекты сновидения для переключения на другой

сон, как сделал это я.

Как обычно, дон Хуан в очередной раз предоставил мне возможность

практиковаться без какого бы то ни было вмешательства с его стороны. Я

же занялся отработкой обоих описанных им способов. Либо мне снилось, что

у меня был сон, в котором мне снилось, что я проснулся, либо, как-будто

глядя сквозь объектив электронного фотоувеличителя, я переходил от

чего-нибудь, непосредственно доступного моему вниманию сновидения,

к чему-либо не столь доступному. Иногда я применял второй способ в

слегка измененном варианте: я вглядывался в какой-нибудь из объектов

сновидения до тех пор, пока он не начинал изменять форму, втягивая меня

тем самым сквозь звенящий вихрь в другой сон. Однако мне никогда не

удавалось предугадать заранее, каким из трех способов я воспользуюсь в

данном конкретном сновидении. Заканчивались же мои тренировки по

отработке искусства сновидения либо тем, что я "выскакивал" из внимания

сновидения и просыпался, либо тем, что я проваливался в темный, глубокий

беспробудный сон.

Все шло гладко. Единственное, что меня беспокоило, - это все чаще

повторявшееся ощущение некоторой помехи, что-то вроде приступов страха

или дискомфорта. Я полагал, что это обусловлено либо моим отвратительным

питанием, либо тем, что как раз в то время дон Хуан часто давал мне

галлюциногенные растения, что тоже входило в программу моих занятий.

Однако в конце концов приступы сделались настолько явными, что я

вынужден был обратиться к дону Хуану за советом.

- Ты прикоснулся к самой опасной грани магического знания,

настоящему кошмару, истинному страху, - начал он. - Я обязан прямо

сказать тебе об этом, не церемонясь с твоим любимым рационализмом. С

этой гранью неизбежно сталкивается каждый маг. Боюсь, что если бы я тебя

не предупредил, то на этом этапе ты вполне мог бы сорваться и

запаниковать, считая, что где-то допущена ошибка.

Дон Хуан очень серьезно объяснил мне, что жизнь и сознание как

энергетические категории не являются исключительным свойством живых

организмов. Маги увидели, что существует два типа сознательных существ,

скитающихся по этой земле - органические существа и существа

неорганические. Сравнивая их друг с другом, маги увидели, что и те и

другие являются сгустками свечения, сквозь которые во всех мыслимых

направлениях струятся миллионы энергетических волокон вселенной.

Отличаются они друг от друга формой и яркостью. Неорганические существа

имеют вытянутые формы, похожие на свечи, и светятся тусклым светом.

Органические же существа более округлы и обладают гораздо более ярким

свечением. Еще одно существенное различие между ними, которое увидели

маги, состоит в том, что жизнь и сознание