не явилось исключением. Это случилось, когда мне снился цирк из
моего детства. Окружающая обстановка напоминала пейзаж маленького
городка в горах Аризоны. Я принялся рассматривать людей, испытывая
никогда не покидавшую меня смутную надежду снова увидеть тех людей,
которых я видел, когда дон Хуан впервые заставил меня войти в сферу
второго внимания.
Наблюдая за ними, я ощутил всплеск нервозности - толчок под
ложечкой, похожий на удар в солнечное сплетение. Толчок несколько меня
отвлек, и я потерял из виду людей, цирк и городок в горах Аризоны.
Вместо всего этого передо мной стояли две фигуры совершенно жуткой
наружности. Они были тощие - не шире фута в плечах - и длинные - футов
около семи. Они угрожающе нависали надо мной, как два гигантских
земляных червя. Я знал, что это сон, но я также знал и то, что я вижу. О
видении мы с доном Хуаном беседовали, когда я был как в нормальном
состоянии, так и в состоянии второго внимания. И, хотя я не мог тогда
испытать это на собственном опыте, мне казалось, что понял идею
непосредственного восприятия энергии. И в том сне, глядя на эти странные
призраки, я понял, что вижу энергетическую сущность чего-то невероятного.
Я был очень спокоен. Я не двигался. Самым замечательным для меня
было то, что они не рассеялись и не трансформировались во что-нибудь
другое, оставаясь зримыми существами, по форме напоминавшими свечи. В
них было нечто, заставлявшее меня удерживать восприятие их формы. Я знал
это, поскольку что-то говорило мне, что, если я не буду двигаться, они
тоже останутся на месте.
В определенный момент все закончилось. Я проснулся от испуга и
немедленно попал в осаду множества страхов. Мною овладела глубокая
обеспокоенность - нечто подобное физическому страданию, какая-то печаль,
не имеющая под собой оснований.
С тех пор две странные фигуры являлись мне каждый раз, когда я
практиковал сновидение. Со временем получилось так, словно вся моя
сновидческая практика только затем и была нужна, чтобы я с ними
встретился. Они никогда не пытались ни приблизиться ко мне, ни вступить
в какое бы то ни было взаимодействие. Они просто недвижимо стояли передо
мной все время, пока длился мой сон. Я не только ни разу не сделал
усилия изменить свои сны, более того, - даже забыл, ради чего,
собственно, практикую сновидение.
К тому времени, когда я, наконец, рассказал дону Хуану о том, что
со мной происходит, я уже несколько месяцев созерцал только эти две
фигуры.
- Ты застрял на очень опасном перекрестке, - сказал дон Хуан. -
Будет неправильно, если ты их прогонишь. Однако позволить им остаться -
тоже ошибка. В настоящее время их присутствие - помеха в твоей практике
сновидения.
- Что же мне делать, дон Хуан?
- Встретиться с ними прямо сейчас, в нашем мире, и сказать им,
чтобы они приходили позже, когда в твоем сновидении будет больше силы.
- Но как с ними встретиться?
- Это непросто, но возможно. Нужно только, чтобы кишка у тебя была
не слишком тонка. Но она у тебя не тонка, будь спокоен.
И, не ожидая, пока я начну уверять его, что как раз кишка-то у меня
и тонка, да к тому же весьма, он потащил меня куда-то в холмы. Жил он
тогда на севере Мексики и предварительно позаботился о том, чтобы у меня
сложилось впечатление о нем как об одиноком колдуне, всеми позабытом и
выпавшем из потока человеческой жизни старце. Правда, меня слегка
настораживала его внезапно проявляющаяся поистине безмерная
интеллигентность. Поэтому я был склонен мириться с некоторыми его
проявлениями, так как был наполовину уверен в том, что это просто его
причуды.
Его любимым коньком была особая хитрость, которую маги отрабатывали
на протяжении многих столетий. Он добивался того, чтобы в нормальном
своем состоянии я понял все, что только был способен понять. В то же
время, вводя меня в состояние второго внимания, он добивался того, что я
либо понимал, либо по крайней мере увлеченно внимал всему, чему он меня
учил. Таким образом он как бы разделял меня на две части. Пребывая в
обычном состоянии, я не мог сообразить, почему или каким образом
получается так, что я склонен принимать его эксцентричные выходки
всерьез. Когда же я находился в состоянии второго внимания, все это
имело для меня вполне определенный смысл.
Дон Хуан утверждал, что второе внимание в принципе доступно любому
из нас, но, старательно цепляясь за спасительную соломинку своего
рационализма, мы - одни более яростно, другие менее - отпихиваем от
себя второе внимание, не подпуская его ближе, чем