тождество Н ( Н
отражает неизменность определения данного наблюдателя, а неравенство Н ( Н -
возможность его пребывания в разных состояниях. Но это значит, что под
наблюдателем следует понимать не любую совокупность проявлений, а
проявления, объединенные каким-либо общим, неизменным принципом. (Подобно
тому, как для сущего неизменным и обобщающим является принцип 'все, что
существует', для каждого наблюдателя должна быть характерна уникальная,
индивидуализирующая его черта). Поскольку такие принципы сами по себе
являются проявлениями, можно утверждать, что любой конкретный наблюдатель
должен состоять, по крайней мере, из двух частей: неизменной совокупности
проявлений, отличающей его от любого другого и связывающей все его состояния
в единое целое, и переменной или вариабельной совокупности, используемой для
отражения (регистрации) результатов наблюдений. Вариабельная часть носит
подчиненный характер - она одновременно должна соответствовать требованиям,
декларируемым неизменной частью (раз уж последняя определяет суть данного
наблюдателя), и, вместе с тем, допускать какие-то вариации состояния, не
противоречащие этим требованиям. Из этого следует, что она представляет
собой более сложное, производное в сравнении с неизменной частью,
образование. Если воспользоваться достаточно популярной в настоящее время
терминологией, то определяющую, неизменную часть наблюдателя (назовем ее
'определением') можно было бы охарактеризовать (в первом приближении) как
его 'Эго' или 'душу', а вариабельную часть - как совокупность возможных
реализаций этой души или 'тело'. Понятно, что сложность вариабельной части
(количество ее 'степеней свободы') определяет допустимую сложность
наблюдаемого объекта - чем меньше красок, тем бледнее картина. На это
положение надо обратить особое внимание, поскольку оно предопределяет ряд
важных закономерностей, о которых мы поговорим позже. Если кто-то его не
прочувствовал, пусть попытается исчерпывающе полно отразить в одном коротком
предложении содержание такого, например, романа, как 'Война и мир'. 1.6.
ПОЧЕМУ ПРОСТРАНСТВО НЕОБХОДИМО? До сих пор, говоря о наблюдателе, мы
молчаливо подразумевали, что он является не только другим, но и чем-то
внешним, потусторонним по отношению к воспринимаемому объекту. В какой
степени это согласуется с предыдущими нашими рассуждениями, в частности, что
же тогда является гарантом бытия сущего, вне которого ничего нет? Разберемся
в этом. Сущее, как мы выяснили, может находиться в разных состояниях,
определенных для разных наблюдателей. При этом в каждом из них реализуются
лишь некоторые из его возможных проявлений, и только все состояния вместе
взятые характеризуют его во всех аспектах. Из этого следует, что одним из
его проявлений является принцип, устанавливающий между разными нечто
взаимоотношения части и целого. В соответствии с этим принципом одно нечто,
включающее в себя все проявления другого и еще что-нибудь, называют 'целым',
а другое нечто, включающее не все проявления целого, но полностью
повторяемое им, называют 'частью'. Например, сущее вообще - это целое, а
отдельное его состояние - это часть. (Надо признать, что предложенная
трактовка понятий 'части' и 'целого' отличается некоторой вольностью - мы
выделили лишь тот аспект этих категорий, который необходим для дальнейших
построений). Этот принцип проглядывался уже в начальной точке наших
рассуждений - давая определение исходному понятию, мы, фактически,
утверждали, что любые другие нечто являются его частями. Теперь, с
признанием новых категорий, сущее можно определить иначе - это то, что
частью быть не может. Можно снять и вопрос о гарантиях его существования -
отдельные части сущего могут выступать в качестве наблюдателей,
обеспечивающих бытие других частей. Т.е. оно существует фрагментарно - по
кусочку для каждого из наблюдателей. И вот, оказывается, что ни одно из его
состояний, взятое целиком (а другие части сущего нам пока не известны), ни
наблюдателем-гарантом, ни объектом наблюдения быть не может. По определению
такое состояние включает все имеющиеся проявления, поэтому чего-либо
другого, за чем можно было бы наблюдать или что могло бы зарегистрировать
существование самого этого состояния, просто нет. Когда