Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

подобные

взаимоотношениям актеров и режиссера - первые действуют в строгом

соответствии со сценарием, имеющимся у второго. Наличие единого 'сценария' в

'одних руках' является гарантией единства законов природы, действующих в

этом мире. Может возникнуть сомнение - почему это актеры, являясь

режиссерами своих собственных миров, обязаны подчиняться чужому сценарию? Но

никто не говорит, что они обязаны - наоборот, каждый из них живет

исключительно по собственному законодательству. Просто любой другой режиссер

замечает лишь тех из них, личные сценарии которых согласуются с его

собственным. Порукой тому, что такие актеры найдутся, служит полнота сущего

как целого - набор его состояний включает любые мыслимые (и даже не мыслимые

- нами) варианты. 1.8. ПРИЧИННОСТЬ И ВРЕМЯ Сочетание однозначной

определенности мировой цепочки и закономерной связи между ее звеньями вносит

в мир элемент предсказуемости. Закон, в соответствии с которым вслед за

достигнутым состоянием сущего может последовать лишь одно, вполне

определенное состояние, принято называть 'законом причинно-следственных

связей'. При этом предыдущее состояние называется 'причиной', а последующее

- 'следствием'. Отделить одно состояние от другого, а следовательно, и

причину от следствия, позволяет принцип, названный нами временем. Сразу

оговоримся, что установка отношений очередности между причинами и

следствиями в конкретном мире - лишь один из аспектов этого принципа.

Имеется и другой - разграничение состояний сущего, принадлежащих разным

мирам. Но эта, более общая функция времени, для конкретного наблюдателя

остается тайной за семью печатями - как ни изощряйся, он не может покинуть

свой собственный мир. Но вот сможет ли он его видоизменить? Об этом мы

поговорим чуть позже. А пока сосредоточимся на том аспекте времени, который

безусловно доступен любому наблюдателю. Для его формализации достаточно на

мировой линии выбрать какое-то базовое состояние, а все остальные

идентифицировать путем введения меры их отдаленности от базового вдоль

мировой линии. Подобная интерпретация принципа различения причин и следствий

является для нас привычной, и именно в ее рамках мы будем вести последующие

рассуждения. Из приложения принципа сохранения тождества к временным

отрезкам на различных участках мировой линии (отрезки могут различаться не

только положением, но и длиной) следует, что время само по себе, т.е. при

отвлечении от тех процессов, для описания которых оно используется, должно

обладать свойством однородности. Если те же отрезки сопоставлять со ссылкой

на соответствующие им состояния мира, то применительно к ним будет

выполняться и принцип нарушения тождества. Поскольку для точной

идентификации точки на рассматриваемой мировой линии достаточно задать одно

число - ее расстояние от базового события - время в любом конкретном мире

должно обладать свойством одномерности. Этим оно существенно отличается от

пространства, для ограничения числа измерений которого у нас нет оснований.

Отметим, попутно, что строгая очередность перебора состояний сущего,

определяющая конкретную мировую цепочку, обуславливает и такое, часто

обсуждаемое, свойство времени, как однонаправленность (опять-таки, в

конкретном мире). Со временем связана еще одна сторона определения

наблюдателя, пока еще не рассмотренная нами. Пусть известны законы и

начальные условия, позволяющие сформировать мировую цепочку. Но с какой

скоростью ее просматривать? Она может, условно говоря, промелькнуть за

секунду, а может растянуться на миллиарды лет! Как эти миры, качественно

идентичные, но в 'скоростном' плане разные, отличить? Законы Природы,

вошедшие в определение наблюдателя, ответа на это вопрос не дают - они

характеризуют лишь отношения между состояниями мира (время в них входит в

качестве независимой переменной). Получается, что в определение наблюдателя

необходимо включить еще один элемент - некие внутренние часы, задающие ритм

собственных реакций наблюдателя и, соответственно, ритм смены состояний его

мира. Эти часы можно было бы также назвать 'собственной частотой'

наблюдателя, т.к. они определяют еще одну интересную его особенность.

Вспомним теорию колебаний. Чем дальше частота возмущений