Панкратов В.П.

Дискурсивный мир (Часть 1)

через

что-либо иное. По сути, он является тем пределом, до которого можно дойти в

осмыслении и объяснении закономерностей бытия. Максимум, что поддается

оценке, это его внутренняя непротиворечивость и согласованность - дальше

лежит область принципиально непознаваемого, трансцендентного, без которой, к

сожалению, не обойтись. Поэтому не будем пытаться конкретизировать

содержание этого основополагающего принципа, а лишь признаем необходимость

его существования и, учитывая его всеопределяющее значение, присвоим ему 0-й

порядковый номер в общем перечне реквизитов наблюдателя. С появлением этого

компонента появляется база, позволяющая отличить одно проявление от другого,

а следовательно, и говорить об особенностях различных нечто - т.е. об их

определенности. Главная особенность всякого определения заключается в его

уникальности - выделяемая совокупность проявлений должна быть отличима от

какой бы то ни было иной. Уникальность определения неизменного нечто

(константы) обеспечивается просто: достаточно включить в него полный

перечень составляющих его проявлений (т.е. константа, фактически, совпадает

со своим определением). Сложнее дело обстоит с наблюдателем. Тут уже не

удается ограничиться простым перечнем - от состояния к состоянию он должен

меняться. Причем характер этого изменения также должен быть отражен в

определении, т.к. он составляет важную индивидуализирующую характеристику.

Напомним: меняющееся нечто представляет собой не только константу,

выделяемую в каждом из состояний рассматриваемого мира, но и конкретный

процесс чередования таких констант. Вероятно, каждый согласится с тем, что

'манера поведения' чего-либо имеет немаловажное (а иногда и определяющее -

как, например, в мире элементарных частиц) значение для правильной его

идентификации. Лишь сочетание привычного внешнего облика (статического

аспекта) и манеры поведения (динамического) позволяет надежно

классифицировать меняющееся нечто. Другими словами, определение последнего

должно отвечать не только на вопрос что оно такое в данный момент (для

определенности константы этого достаточно), но и на вопрос как это что-то

меняет свое состояние. Но тогда это самое определение должно представлять

собой достаточно сложное образование, в котором можно выделить следующие

компоненты. 1) Принцип, выделяющий из множества материальных проявлений те,

которые в отдельном состоянии сущего будут интерпретироваться как данный

наблюдатель. Условно говоря, это система индивидуальных черт, позволяющая

опознать его на любой 'фотографии' тот образ, который ассоциируется именно с

ним. Этот, наиболее 'очевидный', компонент определения (характеризующий

статический аспект определяемого, т.е. поясняющий что оно такое в каждом из

состояний рассматриваемого мира), очень похож на все определение неизменного

нечто. Единственное, но очень важное, отличие заключается в том, что он

задает не вполне определенную совокупность проявлений. Обязательно должна

оставаться какая-то 'недосказанность', оставляющая возможность для вариации

наблюдателем своего состояния. По сути, этот компонент характеризует не

конкретное нечто, а семейство подобных - задается лишь общая черта всех

возможных состояний наблюдателя (их общий признак). Вместе с тем, в любой

момент может существовать лишь один элемент из этого семейства, в противном

случае требование уникальности не будет соблюдено. Это значит, что в каждом

состоянии мира рассматриваемый компонент должен быть уточнен (дополнен) до

уровня конкретного нечто (константы). Возникает естественный вопрос: если

все равно потребуется уточнение, зачем незавершенный образ выделять в

самостоятельное нечто? По очень простой причине - невозможно сформулировать

законы изменения чего-либо, не указав, что именно будет меняться. Множество

возможных дополняющих проявлений мы объединили в вариабельную часть

наблюдателя. Поскольку одновременно существуют только некоторые из них, в

определение, помимо рассматриваемого компонента, должны быть включены

принципы, позволяющие из множества возможных состояний вариабельной части

отобрать лишь одно, соответствующее текущему моменту. Эти принципы как раз и

составляют суть остальной части определения. Почему в рассматриваемом

компоненте сделан упор на материальные проявления, ведь раньше