через
что-либо иное. По сути, он является тем пределом, до которого можно дойти в
осмыслении и объяснении закономерностей бытия. Максимум, что поддается
оценке, это его внутренняя непротиворечивость и согласованность - дальше
лежит область принципиально непознаваемого, трансцендентного, без которой, к
сожалению, не обойтись. Поэтому не будем пытаться конкретизировать
содержание этого основополагающего принципа, а лишь признаем необходимость
его существования и, учитывая его всеопределяющее значение, присвоим ему 0-й
порядковый номер в общем перечне реквизитов наблюдателя. С появлением этого
компонента появляется база, позволяющая отличить одно проявление от другого,
а следовательно, и говорить об особенностях различных нечто - т.е. об их
определенности. Главная особенность всякого определения заключается в его
уникальности - выделяемая совокупность проявлений должна быть отличима от
какой бы то ни было иной. Уникальность определения неизменного нечто
(константы) обеспечивается просто: достаточно включить в него полный
перечень составляющих его проявлений (т.е. константа, фактически, совпадает
со своим определением). Сложнее дело обстоит с наблюдателем. Тут уже не
удается ограничиться простым перечнем - от состояния к состоянию он должен
меняться. Причем характер этого изменения также должен быть отражен в
определении, т.к. он составляет важную индивидуализирующую характеристику.
Напомним: меняющееся нечто представляет собой не только константу,
выделяемую в каждом из состояний рассматриваемого мира, но и конкретный
процесс чередования таких констант. Вероятно, каждый согласится с тем, что
'манера поведения' чего-либо имеет немаловажное (а иногда и определяющее -
как, например, в мире элементарных частиц) значение для правильной его
идентификации. Лишь сочетание привычного внешнего облика (статического
аспекта) и манеры поведения (динамического) позволяет надежно
классифицировать меняющееся нечто. Другими словами, определение последнего
должно отвечать не только на вопрос что оно такое в данный момент (для
определенности константы этого достаточно), но и на вопрос как это что-то
меняет свое состояние. Но тогда это самое определение должно представлять
собой достаточно сложное образование, в котором можно выделить следующие
компоненты. 1) Принцип, выделяющий из множества материальных проявлений те,
которые в отдельном состоянии сущего будут интерпретироваться как данный
наблюдатель. Условно говоря, это система индивидуальных черт, позволяющая
опознать его на любой 'фотографии' тот образ, который ассоциируется именно с
ним. Этот, наиболее 'очевидный', компонент определения (характеризующий
статический аспект определяемого, т.е. поясняющий что оно такое в каждом из
состояний рассматриваемого мира), очень похож на все определение неизменного
нечто. Единственное, но очень важное, отличие заключается в том, что он
задает не вполне определенную совокупность проявлений. Обязательно должна
оставаться какая-то 'недосказанность', оставляющая возможность для вариации
наблюдателем своего состояния. По сути, этот компонент характеризует не
конкретное нечто, а семейство подобных - задается лишь общая черта всех
возможных состояний наблюдателя (их общий признак). Вместе с тем, в любой
момент может существовать лишь один элемент из этого семейства, в противном
случае требование уникальности не будет соблюдено. Это значит, что в каждом
состоянии мира рассматриваемый компонент должен быть уточнен (дополнен) до
уровня конкретного нечто (константы). Возникает естественный вопрос: если
все равно потребуется уточнение, зачем незавершенный образ выделять в
самостоятельное нечто? По очень простой причине - невозможно сформулировать
законы изменения чего-либо, не указав, что именно будет меняться. Множество
возможных дополняющих проявлений мы объединили в вариабельную часть
наблюдателя. Поскольку одновременно существуют только некоторые из них, в
определение, помимо рассматриваемого компонента, должны быть включены
принципы, позволяющие из множества возможных состояний вариабельной части
отобрать лишь одно, соответствующее текущему моменту. Эти принципы как раз и
составляют суть остальной части определения. Почему в рассматриваемом
компоненте сделан упор на материальные проявления, ведь раньше