соответствия между
множествами точек квадрата и отрезка. Согласно его идее, любой точке
квадрата (размером 1(1), задаваемой абсциссой 0,x1x2... и ординатой
0,y1y2... (здесь xi, yi - цифры, стоящие на i-м знакоместе после запятой в
записи соответствующей координаты), может быть сопоставлена точка отрезка с
координатой 0,x1y1x2y2... Другими словами, переход от двухмерного
пространства к одномерному сводится к 'упаковке' двух самостоятельных
координат в одну, но более 'длинную'. Очевидно, что, используя эту идею,
можно отобразить на прямую любое множество, характеризуемое конечным,
наперед заданным набором величин. Мы не будем утверждать, что именно такой
подход следует использовать в рассматриваемой ситуации - метод 'упаковки'
информации особого значения не имеет. Для нас важно другое - принципиальная
возможность отображения любых конечномерных наборов проявлений на одну
числовую ось, оправдывающая наши построения.
Отличить одно проявление от другого, равно как и точку от точки, мы не
сможем, если не воспользуемся каким-либо классификационным принципом (ему
соответствует 0-й компонент наблюдателя, рассмотренный ранее). Этот принцип,
подобно другим неизменным проявлением сущего, должен быть отображен на
прямой некоторой точкой. Но точка эта особая - уникальная, всепорождающая.
Она принципиально отличается от остальных тем, что в потенции содержит любую
из них - как частный случай самой себя. Только в этом случае она может
выступать в качестве их меры. Точнее следовало бы сказать наоборот - все
остальное может быть только таким, каким его можно изобразить на основании
принципа, скрытого за этой точкой. Учитывая ее особый статус, назовем такую
точку центральной. Если сформированную нами прямую интерпретировать как
числовую ось, то центральной будет соответствовать точка, называемая
'началом отсчета'. Те аспекты классификационного принципа, которыми начало
отсчета не наделяется, в частности, сама идея сортировки остальных точек по
их удаленности (отличию) от начала, а также мера этой удаленности, находят
отражение в процедуре формирования рассматриваемых ниже геометрических
образов и их масштабе.
Начало отсчета мы, обычно, выделяем с помощью символа, 'выходящего за
пределы' прямой, например, ставим на ней поперечную черточку. Иначе говоря,
мы используем нечто, не отображаемое ее собственными средствами, что
противоречит тезису о ее всеобъемлющем характере. Добавим, что при этом в
качестве центральной может выступить любая точка - выбор определяется не
органически присущими ей особенностями, а решением кого-то 'со стороны'.
Между тем, без помощи 'извне' вполне может выделиться точка, действительно
являющаяся началом всего остального. Это граница полупрямой. 'До' нее нет
ничего - все (т.е. остальные точки) появляется лишь 'после'. Такая
интерпретация начала отсчета оказывается одновременно и более точной и более
простой - к ней мы и прибегнем. Чтобы согласовать ее с нашими построениями,
достаточно сопоставлять проявлениям сущего лишь неотрицательные числа.
Т.к. полупрямую в математике часто называют лучом, содержание двух
последних абзацев можно подытожить такой фразой: факт проявления центральной
точки выражается в 'испускании' ею луча, в рамках которого наделяются
определенностью (порождаются, проявляются) другие точки. Подчеркнем, что
точки эти характеризуют только те аспекты соответствующего нечто, которые
отличают его от остальных. Все, что оказывается для них общим, выделиться, а
следовательно, проявиться, в рамках данной системы отсчета не может.
Отметим также, что определяющие характеристики, даваемые другим точкам
луча - их координаты - для центральной теряют смысл. Понятие координаты
целиком базируется на идее относительного смещения, т.е. отличия описываемой
точки от центральной. Причем мера этого отличия также связывается с
последней, что еще раз подчеркивает ее особое положение. Нулевое значение
координаты, формально принимаемое для начала отсчета и отражающее факт
исчезновения его смещения (отличия) относительно классификационной базы,
равнозначны попытке определения центральной точки через саму себя, т.е.
отсутствию определения как такового. Это согласуется с ранее высказанной
мыслью о невозможности исчерпывающей рациональной характеристики принципа,
положенного