в основу дифференциации проявлений мира, с помощью средств
самого этого мира.
Сформированную таким образом числовую ось можно интерпретировать как
отображение статической части сущего - той неизменной матрицы, из элементов
которой формируются миры, наблюдатели и что бы там ни было еще.
Появление классификационной базы позволяет говорить об определенности
какого-либо набора проявлений. Если этот набор непротиворечив, ему может
быть сопоставлена конкретная точка на луче. Если же хотя бы некоторые из его
составляющих исключают друг друга (например, один и тот же параметр должен
равняться сразу и единице и двойке), то одной точкой эту комбинацию
изобразить уже невозможно. Но нельзя сопоставлять ей и несколько
самостоятельных точек, т.к. в этом случае факт их принадлежности к одному
набору будет утерян. Получается, что комбинация противоречивых проявлений в
принципе не может проявиться как целое в рамках породившего ее луча. Между
тем, любая система классификации предоставляет возможности для описания
таких противоречивых комбинаций. Действительно, смысл классификации
заключается в строгом утверждении: это одно, а это - другое. Но утверждение
'это сразу и одно, и другое' в такую схему не вписывается, а следовательно,
должно быть либо запрещено (кем или чем?), либо иметь логическое разрешение.
Необоснованные запреты - это не наш путь, а вот поиск условий, при
которых разрешение конфликта возможно - как раз то, чем мы руководствуемся в
своих рассуждениях. Такой подход срабатывает и в данном случае.
Разобьем множество противоречивых проявлений на непротиворечивые
подмножества, изображаемые самостоятельными точками. Каждую из них отметим
на отдельной копии луча. В результате, исключающие друг друга проявления
будут разобщены. Если теперь из этих копий сформировать более 'мощную',
многомерную систему классификации, то сделанные на ее осях пометки выделят в
этой системе только одну точку, соответствующую исходному противоречивому
множеству. Таким образом, как вполне определенное непротиворечивое целое,
противоречивый набор проявлений может быть представлен в более сложной
системе классификации, сводимой с помощью идеи Георга Кантора к новому
синтетическому лучу.
В старой же системе тот же набор предстанет в виде единой
последовательности, составленной из выделенных нами подмножеств. Правда, для
проявления этой последовательности потребуется снабдить центральную точку
дополнительным классификационным аспектом - еще одним лучом, ортогональным
первому и позволяющим указанные подмножества отсортировать. На эту
дополнительную полупрямую последовательно нанизываются дубликаты первого
луча с выделенными на каждом из них одинокими точками. Рассматривая после
этого все множество как целое, отдельные подмножества (точки на
лучах-дубликатах) мы интерпретируем как его состояния, а описанные
классификационные принципы (основной и дополнительный луч) называем
соответственно пространством и временем. Пространство наделяет
определенностью непротиворечивые нечто, т.е. наборы таких проявлений,
которые могут одномоментно (сразу) проявиться в заданной системе
классификации. Время позволяет проявиться тому, что в рамках данного
пространства как непротиворечивое целое описано быть не может.
2.2.2. УСЛОВНОСТЬ МЕРЫ
Для того чтобы названные классификационные принципы действительно
заработали, каждый из них должен быть снабжен собственной мерой. В качестве
таковых выступают, соответственно, пространственный и временной эталонные
отрезки.
Всякий отрезок можно считать заданным лишь в том случае, если
одновременно указаны (существуют) обе ограничивающие его точки. Но для
временного интервала это исключено - его границы не могут существовать
одновременно по определению! Понятие временного интервала оказывается в
принципе несводимым, 'ортогональным' к той системе классификации, которая
используется для описания отдельного (т.е. существующего одномоментно)
состояния мира. Именно эта не сводимость одного к другому и послужила
причиной того, что мы вынуждены были воспользоваться двумя принципиально
разными классификационными принципами - пространством и временем. Поскольку
то, что существует одновременно, т.е. в одном состоянии