его ускорению, получается, что неопределенность воздействия на
нечто количественно равна неопределенности его положения.) Линейное
увеличение неопределенности актера по координатам S и F приводит к
квадратичному возрастанию обобщенной характеристики его состояния (площади
грани его коренного атома, перпендикулярной к временной оси): dE = dF dS = V
2. Что касается временной координаты, то она задается условно неподвижными
часами режиссера, а следовательно, ее неопределенность сохраняется равной
единице. Таким образом, с точки зрения неподвижного режиссера, коренной атом
подвижной системы отсчета из единичного куба превращается в параллелепипед,
размерами V ( 1 ( V и объемом H = V 2. Увеличение объема области
неопределенности (кванта действия) системы отсчета подвижного наблюдателя, а
следовательно, и меры, которой он пользуется для оценки проявлений,
означает, что используемые им классификационные шкалы растягиваются, в
сравнении со шкалами неподвижного наблюдателя. Но тогда мир актера начинает
существенно отличаться от мира режиссера! По сути, эти наблюдатели
оказываются в разных мирах, т.к. положение и размеры предметов,
соответствующих одному описанию, по их оценкам не совпадают! Возникает
логическое противоречие: наблюдатель обязан меняться - на то он и
наблюдатель - но как только он начинает 'перемещаться' по отношению к
воспринимаемому объекту (в его перемещении по шкале положений и заключается
его изменение), он переходит в другой мир, а следовательно, теряет с
объектом связь. Кто же тогда подтвердит факт его собственного существования?
Это противоречие мнимое. Для того чтобы разрешить его, нам надо вспомнить
два сделанных ранее замечания. Во-первых, о том, что объекту достаточно
присутствовать лишь в одном из состояний мира наблюдателя, а следовательно,
всякое нечто может ощутить или оказать воздействие (подтвердить
существование другого или заявить о собственном) лишь раз 'пересекнувшись' с
иным миром. Во-вторых, о том, что сущее представляет собой множество, в
котором находится место для любой комбинации проявлений. Именно из этого
множества всякий конкретный режиссер и 'выхватывает' актеров, состояния
миров которых в данный момент совпали с состоянием его собственного. Чтобы
лучше уяснить сказанное, рассмотрим такую, упрощенную, схему. Предположим,
имеются лишь два взаимодействующих образования. Состояния одного из них
будем идентифицировать буквой, другого - цифрой. Множество сочетаний их
состояний (набор возможных состояний мира 'буква + цифра') представляет
собой матрицу, фрагмент которой показан на рис.15.
Рис.15 По какому бы сценарию ни развивался собственный мир буквы
(сплошная линия), в каждом из состояний сущего, слагающих ее мировую
цепочку, она встретит цифру - как раз в том состоянии, каким оно и
'ожидалось' в данный момент. При этом для буквы не имеет значения, куда
сместится собственный мир только что 'пересекнувшегося' с нею оппонента
(пунктир из т.С2) - в очередном своем состоянии (т.В3) она вновь встретится
с ним, не замечая, что это фактически не он, а его дубликат, разворачивающий
собственный мир из других начальных условий (штрихпунктир). Для цифры,
очевидно, справедливо то же самое. В свете вышесказанного, различие мер,
используемых взаимодействующими наблюдателями для оценки бытия, исключающее,
казалось бы, всякую определенность, не должно нас пугать. Мир связывается в
определенное целое одним конкретным наблюдателем - режиссером этого мира,
для которого квант действия всегда неизменен, т.к. режиссер в собственном
мире всегда неподвижен. Он, словно паук, сидит в центре своей паутины
координат и ловит в нее то, что оказывается поблизости. 2.3.6.
РЕЛЯТИВИСТСКИЕ ЭФФЕКТЫ Поскольку в проявлениях, которые наблюдатель
регистрирует, отчетливо прослеживается временная преемственность, он
наделяет их статусом актеров, непрерывно присутствующих в его мире и
непрерывно подтверждающих его собственное существование. В связи с этим,
приходится вводить корректирующие зависимости, приводящие в соответствие
мироощущение подвижных актеров с собственным мироощущением неподвижного
режиссера. Попытаемся вывести некоторые из них. Посмотрим на мир с точки
зрения режиссера. Для того чтобы