В качестве исходной точки для него следует рассматривать ситуацию,
когда законы в принципе отсутствуют - только что 'родившийся' мир должен
быть хаотичным и непредсказуемым. Действительно, хаос, абсолютный случай (в
отличие от закона) не требуют специального обоснования - их суть в том и
заключается, что какое бы то ни было организующее начало, существование
которого надо обосновать, в принципе отсутствует. Заметим, что приведенные
положения включены в наши рассуждения не потому, что это необходимо для
дальнейших построений. Вовсе нет - можно обойтись и без них. Просто их
упоминание создает определенный психологический настрой, позволяющий легче
принять ту логическую цепочку, к формированию которой мы приступаем. Начнем
эту цепочку с того, что поставим жирную точку на чистом листе бумаги. Она
будет символизировать начальное состояние зарождающегося мира. Любая другая
точка на том же листе обозначит другое возможное его состояние. Для
упрощения наших построений предположим, что формируемый мир эволюционирует
достаточно медленно - каждое последующее его состояние оказывается сложнее
предыдущего лишь на один бит. Это значит, что из любой точки на схеме будут
вытекать лишь 2 ближайших альтернативы. Очевидно, что при таких ограничениях
после четырехкратной смены состояний мира вырастает следующее 'дерево'
возможных сценариев его развития (рис. 29). Любая цепочка, связывающая
корень этого дерева с его верхушкой, соответствует одному из них. Для
облегчения классификации намеченных сценариев на каждой развилке левую
'ветку' обозначим ноликом, а правую единичкой. В результате, миру,
выделенному жирной линией, будет соответствовать числовой код 1011. Если бы
вам предложили его продолжить, предварительно выявив управляющую данным
миром закономерность, вы наверняка бы стали в тупик - а разве таковая
имеется? Совершенно иной была бы ваша реакция при необходимости продолжить
последовательность, задаваемую рядом 1111... Нисколько не сомневаясь, вы
дописали бы единичку и имели бы на это весьма серьезные основания -
выделенный мир имеет настолько выраженную 'индивидуальность', что
сомневаться в выборе не приходится. Вместе с тем, сколь бы выраженной эта
индивидуальность ни была, гарантий того, что 'на самом деле' очередным
значением будет именно 1, а не 0 фактически не существует - вероятность
этого события равна 50%. Другими словами, сколь бы четко ни прослеживалась
закономерность в предыдущих состояниях мира, переход к очередному его
состоянию по прежнему определяется случаем.
Рис. 29 Рассмотренный пример подводит нас к следующим двум заключениям.
Во-первых, среди множества реализующихся мировых последовательностей имеются
такие, которые подчиняются простым и логичным закономерностям, позволяющим
неограниченно наращивать данную цепочку, не увеличивая при этом ее
определение. Во-вторых, для того, чтобы последующее состояние
эволюционирующего мира закономерно вытекало из предыдущего необходимо
регулирующее начало, стоящее над 'плоскостью', в которой разворачивается
мир, и нарушающее равновероятность альтернатив его развития. Чтобы
разобраться в том, как это регулирующее начало формируется, выделим одну из
развилок и рассмотрим ее под несколько иным углом зрения (рис. 30).
Рис. 30 В общем случае количество возможных сценариев продолжения уже
проявившейся мировой последовательности неограниченно велико. В этой связи,
на рисунке 30 из точки ветвления выходит не два как ранее, а множество
'лучей', каждый из которых соответствует одному из вариантов дальнейшего
развития мира. Любой из них может быть охарактеризован некоторым углом U,
однозначно выделяющим этот луч из пучка альтернатив - т.е. всякому лучу
может быть сопоставлена некоторая координата. В результате мы получаем
классификационную шкалу или пространство, в рамках которого каждому
возможному сценарию продолжения мира соответствует конкретная
пространственная точка. (По сути, здесь речь идет о пространстве
воздействий, рассмотренном в разделе 2.2.4). До тех пор, пока в очередное
свое состояние мир не перешел, все эти точки совершенно равнозначны, а
следовательно, в сформировавшемся пространстве нет ни одного проявившегося
нечто. Но стоит переходу произойти (случайным