Если в начале своего
развития мир совершенно хаотичен (поз.1), то по мере удлинения он становится
все более 'сглаженным' (причем, не только в 'настоящем', но и в 'прошлом'! -
поз.2) пока, наконец, не вытянется в идеальную прямую (поз.3).
Рис.31 Вероятно, кого-то вывод о неоднозначности прошлого возмутит. 'Что
за вздор' воскликнет он,- 'Как может измениться то, что уже состоялось, что
было однажды исчерпывающе определено, а порой и закреплено в исторических
документах?' Но давайте согласимся, что, оглядываясь на прошлое, мы видим не
то, что реально существовало (чего нет, того не увидишь), а нашу
реконструкцию этого прошлого, выстроенную по информационным источникам,
доступным нам в данный момент. Ну а содержимое этих источников в любое
мгновение может измениться - как и все, в меняющемся мире. Поскольку, какого
бы то ни было внешнего эталона для самодостаточного образования не
существует (по определению), заметить изменение информации, считающейся
незыблемой, в принципе невозможно. Чтобы эта мысль стала яснее, вспомним
аналогию между миром и самомодифицирующейся программой. Если в какой-то
момент выполнение такой программы приостановить и запустить ее в обратном
порядке (т.е. пошагово просмотреть ее 'предысторию'), то выяснится, что
наблюдателю, осуществляющему этот просмотр, минувшее представляется далеко
не таким, каким оно было 'на самом деле'. Впрочем, слова 'на самом деле'
здесь вряд ли уместны - критерии, позволяющие отличить то, что было от того,
что могло быть принципиально отсутствуют. Оглядываясь назад, мы видим лишь
один из возможных сценариев предыдущего развития мира, кажущийся нам
истинным в данный момент. В следующее мгновение 'истина' может измениться,
хотя мы этого и не осознаем. Таким образом, выясняется, что помимо
привычного для нас временного ряда, имеется еще один, в ходе которого
'сглаживается' и упорядочивается наше представление о прошлом. В качестве
отдельного звена этого ряда выступает вся накопленная, но постоянно
меняющаяся мировая цепь (наше представление об истории). Явно
зарегистрировать процесс этого изменения мы не можем - по крайней мере, до
тех пор, пока считаем время одномерным. Вот если бы этот параметр описывался
двумя координатами... Стоп! А почему, собственно, двумя? Лишь только мы
выяснили, что пространство и время - категории условные и взаимообратимые,
мы должны были бы сообразить, что и 'время' должно быть представимо в виде
связки трех ортогональных измерений - раз уж 'пространство' считается
таковым! (Здесь нам следовало бы вспомнить, что согласно предыдущим
рассуждениям - см. раздел 2.4 - одна из трех 'пространственных' координат
'маскирует' временную характеристику. Тот факт, что последняя традиционно
рассматривается как дополнительный - четвертый - параметр
пространственно-временного континуума, не означает ее самостоятельности и
независимости от трех фундаментальных. Свидетельство тому - законы Природы,
устанавливающие связь между этим параметром и тремя другими. Получается, что
четвертый аспект - это всего лишь некоторая дополнительная 'точка зрения' на
необходимую и самодостаточную триаду. Но тогда, кроме нее можно добавить
пятую и шестую позиции - чтобы восстановить равновесность
пространственно-временной интерпретации.) Для выяснения сути трех временных
'измерений' вспомним о трех аспектах реального нечто - предметном,
причинно-следственном и временном. Привычный для нас процесс наращивания
мировой последовательности, задает ритм смены состояний обоих временных
рядов, т.е. их 'скоростную' характеристику. В этой связи, его можно было бы
соотнести с 'временным' аспектом времени (временем 'в квадрате' -
по-видимому, это наиболее выраженная его сторона, потому-то она и проявилась
раньше других). В рамках второго (сглаживающего) процесса меняется форма
временной цепи (наша история), задаваемая множеством точек на своеобразной
шкале 'положений'. Это позволяет нам говорить о 'предметной' стороне
времени. Остается обнаружить 'причинно-следственную' его сторону. И вот
оказывается, что и такой аспект не лишен смысла. Еще раз посмотрим на
рисунок 31. Из него следует, что процесс 'сглаживания' мировой цепи,
сопровождается процессом перестановки слагающих ее причин и