оставили свои дома и двинулись в бесплодные северные пустыни. Такой исход, весьма напоминающий то, что случилось в самом деле, просто невероятен.
Чем более непонятен смысл происшедшего, тем больше появляется несостоятельных объяснений и попыток его истолковать. Первая версия гласила, что майя пришлось сняться с места под натиском иноземных захватчиков. Но кто мог одолеть майя, которые были на вершине своего могущества, в расцвете культуры? Не найдено никаких доказательств, что тут имело место военное столкновение. Более подходит идея, что миграция была вызвана заметными изменениями климатических условий. Но не встретилось никаких доказательств и этой точки зрения. Расстояние, на которое со своего старого местопребывания удалились майя, где и расположились, составляет всего 220 миль, - птица может покрыть его в течение одного дня; и если бы в самом деле произошли катастрофические изменения климата, оно ничего не дало бы. Объяснение, что майя стали жертвой опустошительной эпидемии, тоже не выдерживает серьезной проверки. Не говоря уж о том, что эта версия лишь одна в числе многих, нет ни малейшего доказательства бушевавшей эпидемии. Может быть, произошла битва между разными поколениями? Молодежь восстала против Стариков? Может, тут разразилась гражданская война, революция? Если мы примем эту концепцию, не подлежит сомнению, что в таком случае спасаться бегством пришлось бы только части населения, той, что потерпела поражение: она покинула бы страну, а победители остались бы пожинать плоды своего триумфа. Но археологические раскопки не предъявили доказательств, что тут продолжал оставаться хоть один майя. Целый народ внезапно мигрировал, оставив свои святилища на разграбление джунглей.
Я рискну ввести новую нотку в эту разноголосицу мнений, теорию, доказательств которой существует не больше, чем у всех остальных. Но, несмотря на кажущуюся убедительность всех прочих доказательств, я не сомневаюсь в его достоверности.
В некий отрезок времени в давнем прошлом предки майя удостоились визита богов (под которыми я предполагаю космических путешественников). Возможно, предки американских народов, обладавших культурой, пришли сюда с древнего Востока, и есть много фактов, подтверждающих это предположение. В мире майя строжайшим образом соблюдались древние священные традиции, имевшие отношение к астрономии, математике и календарным датам! Жрецы берегли традиционные знания, потому что боги дали слово когда-нибудь вернуться. Они создали грандиозную новую религию поклонения Кукулькану, Пернатому Змею.
По убеждениям жрецов, боги вернутся с небес, когда в соответствии с законами календарного цикла будут возведены все огромные строения. Поэтому люди, не покладая рук, торопились возводить храмы и пирамиды, появление которых соответствовало священному ритму, ибо год завершения работ станет годом воссоединения с богами. Бог Кукулькан спустится со звезд, вступит во владение зданиями и отныне будет жить среди людей.
Работы были завершены, год возвращения бога начался и кончился - но ничего не произошло. Люди молились, пели и ждали - целый год. Зерно и драгоценности, рабы и масло приносились в жертву, но все тщетно. Небо оставалось немым и бесстрастным. Не появилось никаких небесных колесниц; не доносилось раскатов отдаленного грома от их колес. Ничего, абсолютно ничего не происходило.
Если согласиться с этой гипотезой, можно представить себе, как глубоко было разочарование жрецов и народа. Работа столетий пошла впустую. Сомнения росли и ширились. Не произошло ли ошибки в календарных вычислениях? Может, боги приземлились в каком-то другом месте? Неужели они стали жертвой ужасной ошибки?
Я должен упомянуть, что таинственная дата, с которой начинается календарь майя, уходит к 3111 году до нашей эры. Доказательства сего имеются в текстах. Если мы согласимся с этой датой, то придется признать, что существует разрыв всего в несколько сотен лет между ею и началом египетской культуры. Эта легендарная дата скорее всего отвечает действительности, потому что сверхаккуратные майя раз за разом упоминали ее.
В 1935 году в Паленке (штат Чьяпас в Мексике) был найден каменный рельеф, изображающий бога Кукумаца (в Юкатане его звали Кукульканом). Внимательный и непредубежденный взгляд на это изображение может смутить любого закоренелого скептика и заставить его погрузиться в раздумья.
Рельеф изображает человека, верхняя часть туловища которого наклонена вперед, как при езде на мотоцикле; сегодня даже дети могут определить,