свои мысли по этому мосту вниз — в мир ощущений, страстей, животной жизни, и там эти мысли смешиваются с животными страстями и эмоциями; вследствие этого тело разума оказывается сцепленным с астральным телом, они прилипают друг к другу и их очень сложно разделить во время смерти. Но если человек в течение своей жизни в этих низших сферах имел бескорыстные мысли, думал о служении кому-либо, кого он любил, шел на какие-то жертвы, чтобы помочь другу, то при этом он создавал нечто непреходящее, жизнеспособное, имеющее в себе природу высшего мира; и это нечто может подняться вверх к причинному телу и стать частью его субстанции, делая ее еще более прекрасной или же просто позволяя ей обрести самый первый различимый цвет; и возможно, что подобных вещей, способных выжить и служить в качестве пищи для роста истинного человека, будет накоплено за всю земную жизнь совсем немного. Поэтому рост происходит очень медленно, ведь вся остальная часть жизни не идет ему на пользу, а все нежелательные тенденции, порожденные невежеством и закрепленные привычкой, в виде зародышей проникают во внутренние сферы, где пребывают в латентном состоянии, когда их родитель и носитель — астральное тело — вновь распадается на элементы астрального мира. Эти зародыши-корпускулы проникают и в тело разума, но продолжают оставаться латентными ввиду отсутствия в мире Девачана материала, подходящего для их проявления; когда тело разума в свою очередь тоже разрушается, эти корпускулы переходят в причинное тело, где также остаются латентными, ожидая очередной возможности для своего оживления. И когда Эго, возвращающееся к новой земной жизни, достигает астрального мира, они вновь оживляются, восстанавливая все те нежелательные тенденции, которые существовали в прошлом. Поэтому причинное тело может быть названо вместилищем как добра, так и зла. Это все, что остается от человека после распада его низших носителей, но добро вплетается в его ткань и способствует его росту, в то время как зло, за некоторыми исключениями, о которых будет сказано ниже, остается в виде чужеродных корпускул.
Однако то зло, которое человек создает за время своей жизни, подчиняя ему свои мысли, не просто покоится в причинном теле в латентном состоянии, предопределяя будущие грехи и страдания, оно также причиняет вред этому телу.
Зло не просто не способствует росту истинного человека, но там, где оно достаточно тонко и устойчиво, оно может также увлечь за собой и некоторую часть самого индивидуума, если найдет возможность для своего проявления.
Если человек упорствует в своих пороках и не сворачивает с пути зла, его тело разума настолько прочно переплетается с астральным, что даже после смерти оно не может полностью освободиться от всех астральных элементов, и в то же время часть самого тела разума, оторвавшись от основной массы, остается в астральном мире с астральным телом, и когда последнее разрушается, эта отделившаяся часть тела разума возвращается в свой мир в виде неорганизованной материи — для индивидуума она уже потеряна.
Следовательно, если мы вновь вообразим себя в виде тонкой пленки, то заметим, что порочная жизнь может не только задержать наш прогресс, но и сделать эту пленку более тонкой, причинить ей ущерб. Похоже на то, что зло влияет и на саму ее способность расти, стерилизует и атрофирует ее в некоторой степени. Но обычно дальше этого вред, наносимый причинному телу, не заходит.
Но если Эго приобретает и сильный интеллект и могучую волю, но при этом не совершенствуется ни в любви, ни в бескорыстии, если оно замыкается вокруг собственного 'я' и не расширяет круг своих интересов, несмотря на наличие роста в других направлениях, выстраивая вокруг себя стену эгоизма и используя свои растущие способности все для того же 'я', вместо того, чтобы использовать их на благо всех, — в этих случаях возникает возможность возникновения упоминаемого во многих мировых писаниях опасного, глубоко укоренившегося зла, когда Эго намеренно восстает против Закона, сознательно противодействует эволюции.
В этом случае причинное тело подвергается воздействию вибраций интеллекта и воли на ментальном уровне, но, в силу того, что они направлены на эгоистичные цели, тело приобретает темную окраску и теряет обычно присущую ему ослепительную яркость. Такой ущерб причинному телу не в силах нанести ни слаборазвитое эго, ни обычные страсти, ни умственные просчеты; подобные дефекты может создать только высокоразвитое Эго, обладающее сильной энергией уровня Манаса.
Следовательно, использование в эгоистичных