Кандыба Виктор Михайлович

С-К метод развития человека (Часть 2)

в современных основах механики.

Принцип мышления должен, так сказать, нажимать на объект только quot;своим

собственным весомquot;, ни больше, ни меньше. Если он будет нажимать слишком

сильно, то кривая мощности сокращается; если же слишком слабо, то кривая станет

слишком плоской и успех замедлится. Это - тайна концентрации.

Разница между quot;расслаблениемquot; концентрации и действительным, а точнее

медитацией (как расслабление лука после стрельбы), лежит только в дыхании:

чем тверже мы пробуем задержать объект, его внутренний образ, тем более замедляется

вдыхание, пока не достигнет максимума, а затем оно переходит в противоположное

и замедляется выдыханием. Так включается медитация (созерцательность, смотрение

на объект в Кха); из этого следует, что для углубления концентрации удлиняется

дыхание, а для углубления медитации удлиняется выдыхание. Когда же, наконец,

дыхание так уменьшится, что станет совсем незаметным, появляются видения от

первой до высшей - четвертой ступени, причем дыхание все убывает и на четвертой

ступени (временно) прекращается, сходит на нет. В связи с этим в момент видения

совершенно прекращается сознание себя, и человек совершенно забывает о себе.

Это состояние называется Лайя (прекращение) и относится как к дыханию, так

и к сознанию себя.

Но есть еще дальнейшая существенная разница между концентрацией и медитацией,

которая удачно характеризуется сравнением с техникой стрельбы из лука. Это

касается направления внимания. Если при концентрации сознание направлена на

середину междубровья и через это появилось ощущение, как будто предмет (объект)

оттягивается,- то есть скорее не объект, а чувство его, внутренний образ,

все глубже внутрь головы, так, как оттягивается стрела в обратном выстрелу

направлении, то во время медитации надо направлять внимание на третий глаз.

Этим тот час получается чувство, как будто внутренний взор направляется на

середину междубровья. Этот факт, в котором каждый может убедиться, дал повод

к неправильному толкованию этой техники,- бессмысленное скашивание глаз к

середине муждубровья или кончику носа. Читатель должен ясно понять, что направление

внутреннего взора на место междубровья должно вызвать только перенесение взгляда

внутрь, а совсем не скашивание глаз, так же как смотрение в третий глаз (в

центр головы, где при концентрации чувствуется тяжесть) посылает сейчас же

взгляд опять вперед - в междубровье. В этом двойном смысле надо понимать все

указания оригинальных источников относительно пресловутого смотрения на острие

носа (скорее на корень носа) или междубровье (Бхрумадхья дришти).

Теперь возникает вопрос: если это направление взора в двойном смысле должно

быть приведено, то когда надо переходить ко второй части, то есть к непосредственному

смотрению на середину междубровья (вызванному непосредственным смотрением

в третий глаз) во время медитации? Другими словами: когда от концентряттаи

надо переходить к медитации? Этот переход происходит сам собой: в момент,

когда при концентрации объект пересекает место чувства давления - гипофиз,

объект движется извне по направлению к центру головы (то есть чувство или

образ объекта) - тотчас чувствуется, что вместе с внутренним взглядом также

и объект перемещается через брови в свое первоначальное положение. Это символически

представляется пуском стрелы, которая теперь уже летит по направлению к мишени.

Читатель может произвести следующий опыт: сконцентрироваться на центре головы

на один момент, а затем отклонить свое внимание совсем немного от этого центра

в направлении шишковидной железы (назад). Он сейчас же почувствует, как его

взор quot;выстрелитquot; вперед в середину междубровья.

Существует, следовательно, две автоматически следующих одна за другой ступени

концентрации:

1) Концентрация в собственном смысле, как задержание (Дхарана) принципа мышления

на объекте. Эта ступень всегда

характеризуется непрерывным дыханием (удлинением вдыхания и пауза дыхания

с воздухом) и направлением внимания на середину междубровья. Этим производится

натягивание лука.

2) Собственно медитация, как созерцание объекта в середи не междубровья, или

Дхиана (созерцание). Оно всегда сопровождается незаметным дыханием (удлинением

выдыхания