в современных основах механики.
Принцип мышления должен, так сказать, нажимать на объект только quot;своим
собственным весомquot;, ни больше, ни меньше. Если он будет нажимать слишком
сильно, то кривая мощности сокращается; если же слишком слабо, то кривая станет
слишком плоской и успех замедлится. Это - тайна концентрации.
Разница между quot;расслаблениемquot; концентрации и действительным, а точнее
медитацией (как расслабление лука после стрельбы), лежит только в дыхании:
чем тверже мы пробуем задержать объект, его внутренний образ, тем более замедляется
вдыхание, пока не достигнет максимума, а затем оно переходит в противоположное
и замедляется выдыханием. Так включается медитация (созерцательность, смотрение
на объект в Кха); из этого следует, что для углубления концентрации удлиняется
дыхание, а для углубления медитации удлиняется выдыхание. Когда же, наконец,
дыхание так уменьшится, что станет совсем незаметным, появляются видения от
первой до высшей - четвертой ступени, причем дыхание все убывает и на четвертой
ступени (временно) прекращается, сходит на нет. В связи с этим в момент видения
совершенно прекращается сознание себя, и человек совершенно забывает о себе.
Это состояние называется Лайя (прекращение) и относится как к дыханию, так
и к сознанию себя.
Но есть еще дальнейшая существенная разница между концентрацией и медитацией,
которая удачно характеризуется сравнением с техникой стрельбы из лука. Это
касается направления внимания. Если при концентрации сознание направлена на
середину междубровья и через это появилось ощущение, как будто предмет (объект)
оттягивается,- то есть скорее не объект, а чувство его, внутренний образ,
все глубже внутрь головы, так, как оттягивается стрела в обратном выстрелу
направлении, то во время медитации надо направлять внимание на третий глаз.
Этим тот час получается чувство, как будто внутренний взор направляется на
середину междубровья. Этот факт, в котором каждый может убедиться, дал повод
к неправильному толкованию этой техники,- бессмысленное скашивание глаз к
середине муждубровья или кончику носа. Читатель должен ясно понять, что направление
внутреннего взора на место междубровья должно вызвать только перенесение взгляда
внутрь, а совсем не скашивание глаз, так же как смотрение в третий глаз (в
центр головы, где при концентрации чувствуется тяжесть) посылает сейчас же
взгляд опять вперед - в междубровье. В этом двойном смысле надо понимать все
указания оригинальных источников относительно пресловутого смотрения на острие
носа (скорее на корень носа) или междубровье (Бхрумадхья дришти).
Теперь возникает вопрос: если это направление взора в двойном смысле должно
быть приведено, то когда надо переходить ко второй части, то есть к непосредственному
смотрению на середину междубровья (вызванному непосредственным смотрением
в третий глаз) во время медитации? Другими словами: когда от концентряттаи
надо переходить к медитации? Этот переход происходит сам собой: в момент,
когда при концентрации объект пересекает место чувства давления - гипофиз,
объект движется извне по направлению к центру головы (то есть чувство или
образ объекта) - тотчас чувствуется, что вместе с внутренним взглядом также
и объект перемещается через брови в свое первоначальное положение. Это символически
представляется пуском стрелы, которая теперь уже летит по направлению к мишени.
Читатель может произвести следующий опыт: сконцентрироваться на центре головы
на один момент, а затем отклонить свое внимание совсем немного от этого центра
в направлении шишковидной железы (назад). Он сейчас же почувствует, как его
взор quot;выстрелитquot; вперед в середину междубровья.
Существует, следовательно, две автоматически следующих одна за другой ступени
концентрации:
1) Концентрация в собственном смысле, как задержание (Дхарана) принципа мышления
на объекте. Эта ступень всегда
характеризуется непрерывным дыханием (удлинением вдыхания и пауза дыхания
с воздухом) и направлением внимания на середину междубровья. Этим производится
натягивание лука.
2) Собственно медитация, как созерцание объекта в середи не междубровья, или
Дхиана (созерцание). Оно всегда сопровождается незаметным дыханием (удлинением
выдыхания