В.М.Бехтерев высоко ценил умение врача правильно строить убедительную, разъяснительную
и лечебную беседу с пациентами.
В разъяснительной беседе врач объясняет пациенту на понятном ему языке основные
причины его заболевания, содержание и смысл предлагаемых лечебных процедур
и вытекающие из особенностей данного заболевания требования к поведению и
питанию пациента. Врач обязан исправить, если необходимо, отношение пациента
к своему заболеванию или к врачу, или к повреждающему фактору, если он есть.
Высказывания и рекомендации врача должны быть хорошо аргументированными, убедительными
и доказательными, обязательно содержать конкретные положительные примеры и
ссылки на высокие авторитеты. Такая беседа должна быть логически выверенной
и обращена к рациональному мышлению пациента. Практика выработки такой предсуггестивной
установки, построенной на эмоциональном доказательном логическом убеждении,
начинай с Бехтерева и Дюбуа и до работ В.М.Кандыбы, показала свою очень высокую
эффективность на формирование последующих отношений врач-пациент.
Таким образом предсуггестия формирует и вырабатывает у пациента установку
на объективную природу имеющихся у него болезненных состояний, вырабатывает
несомненную уверенность в необходимости и эффективности предлагаемого врачом
лечения.
Так как любое лечение следует рассматривать прежде всего как ввод информации,
то предсуггестия должна выяснить возможную реакцию пациента на предстоящее
лечение и сделать эту реакцию управляемым информационным процессом. Благодаря
предсуггестивной установке, формируется строго определенный характер протекания
психофизиологической реакции пациента на предстоящее ему лечение. Та медицина,
которая не формирует и не управляет реакцией пациента на информационное воздействие,
не может считаться наукой. Научная медицина - это профессиональное предвидение,
целенаправленное формирование и жесткое управление бессознательными реакциями
конкретного (не абстрактного) пациента, а не тот хаос, который мы часто наблюдаем
в практике некоторых специалистов.
Центральным техническим условием предсуггестивной установки является перемена
общего эмоционального состояния пациента. Тысячелетняя лечебная практика во
всех, без исключения, случаях показывает, что без снятия отрицательного эмоци-
онального фона, как правило, очень устойчивого у большинства, трудно рассчитывать
на высокий лечебный результат. Результат будет и без улучшения эмоционального
фона, но в последнем случае он будет значительно выше.
СК-терапевт должен знать, что эмоциональные переживания пациентов можно разделить
на легко управляемые усилием воли и трудно управляемые. Чем эмоции автоматизированные
и физиологически глубже задействованы, тем они глубже задействованы, тем они
глубже закреплены в бессознательном, а значит и труднее поддаются волевому
контролю и управлению, сюда можно отнести чувство тревоги, страха, вегетативные
пароксизмы, спастические явления, неприятные физические ощущения, аллергические
реакции, различные патоэмоции и др. Богатый клинический опыт врача, его умение
анализировать и слушать больного, убедительная авторитетная логическая
аргументация, знание педагогики и основных дидактических принципов, умение
применить уже на предсуггестивном этапе эффективное лечение, резко повышающее
веру пациента в успех основного лечения, умение корректировать эмоционально-волевой
тонус пациента - все это необходимые предпосылки предсуг- гестивной подготовки.
В процессе ввода информации врач может умышленно пренебрегать теми или иными
симптомами болезни, если пациент доминантно (зациклено) преувеличивает их
значение. Доминан- тные мысли - это мысли, владеющие пациентом длительное
время, сильно его волнующие и обнаруживающие тенденцию к застреванию
в сознании. Эти мысли, благодаря своей эмоцио- нальной насыщенности, долгое
время преобладают над всеми другими. Это переоцениваемые (сверхценные)
идеи, они не являются признаком психического расстройства, как бредовые идеи,
результатом патологического мышления, и в то же время они наблюдаются чаще
всего у людей с дисгармоничной, неуравновешенной психикой, они могут оказывать
сильное влияние на все поведение пациента. В некоторых случаях врач должен