у субъекта возникает
специфическое психофизиологическое состояние, которое характеризуется склонностью
и готовностью к осознанному или неосознанному поведению, удовлетворяющему
эту интел- лектуальную или физическую потребность.
Известен и другой случай, когда нескольких старшеклассников попросили утверждать,
что два разных подлине отрезка равны, а одному ничего не сказали. Когда его
спросили, он ответил, что отрезки разные. Потом все стали его убеждать, что
отрезки равны, и он скоро согласился, что действительно равны.
Примером повышенной внушаемости человека в коллективе является его поведение
в школе, на работе, в армии, на митинге, в походе, на корабле и т. д., когда
его поведение быстро нивелируется до общепринятой установки, в результате
он видит, слышит, чувствует и думает как все. Часто такая взаимозависимость
наблюдается на целых странах или даже на континентах (например, Восток и Запад).
В большей или меньшей степени все мы внушаемы. Внушаемость проявляется в наших
представлениях, эмоциях, ощущениях, действиях, иногда, как крайность - в безинициативности,
некритичности, пассивности. Подверженность человека настроениям окружающих
зависит от свойств личности: степени внушаемости, устойчивости самооценок,
уровня самоуважения и само- критичности, интеллекта, потребности в самоутверждении
и одобрении окружающих, уровня притязаний, социальной и психологической устойчивости,
равновесия и надежности и др.
У детей внушаемость выше, чем у взрослых, у женщин выше, чем у мужчин. Кроме
того, имеет значение отношение человека к окружающим - как он воспринимает
свое положение среди них, их значимость для него, насколько ему позволено
отличаться от всех и т. д.
Примером очень высокой коллективной внушаемости является паника, охватывающая
огромные массы людей, всех без исключения... Такое возможно тогда, когда люди
проникнуты общими чувствами и настроениями. И тогда достаточно любому трюку,
чтобы люди поверили и увидели то, чего на самом деле нет. Особенно
это характерно для трудных периодов, голодных людей, крестьянской местности
и т. д.
Внушаемость - свойство человеческое, но в основе внушаемости лежит свойство
автоматической подражательности, пришедшее к нам из предсоциальной
среды, когда древние предки человека жили стадом с 15-25 особей, как животные.
Стоило одной особи почувствовать опасность (как правило, вожаку, то есть наиболее
опытной особи), как мгновенно все стадо не раздумывая убегало. Если вожак
резко поворачивает - и все стадо автоматически поворачивает или делает то
же самое, что и вожак. В основе такого поведения лежит рефлекс - повторять
движения друг Друга. Это способствовало выживанию вида - испуг и реакция на
него, передаются автоматически и мгновенно, значит повышалась вероятность
спасения. Поэтому, когда много людей, то у каждого отдельного человека пропадает
постепенно или сразу ощущение самостоятель- ности, автоматически срабатывает
рефлекс подражания. Возникает своеобразно взаимное информационное бессознательное
заражение, в результате создается вначале общее эмоциональное
состояние, а затем и поведение, которое усиливается видимой общей картиной,
мимикой, выражением глаз окружающих, их движениями и речью.
Именно коллективная внушаемость и подражательное поведение лежат в основе
психических эпидемий, особенно, если у людей невысокий интеллект, уровень
образования, мистическое мировоззрение, основанное на суеверных установках
и ожиданиях.
Важнейшая роль в формировании массовых иллюзий принадлежит средствам массовой
информации. Очень жаль, что в нашей великой стране нет объективной информации,
это одна из главных причин и способов вырождения. Следует рассказать и о способности
некоторых людей самопроизвольно входить в суженные и даже трансовые состояния
сознания. Например, если вы очень внимательно читаете очень интересную книгу,
то можете не услышать обращенного к вам вопроса или ответить на него чисто
автоматически и потом ничего не помнить и даже утверждать, что такого вопроса
к вам не было. Цыгане знают этот секрет в поведении людей, поэтому подходят
к такому отключенному каким-либо занятием человеку и вопросами,
убеждаются, что он ничего ни соображает, и его реакция носит автоматический