различать добро-
детель и порок, доблестное и пошлое, добро и зло; никогда не скорбеть, не
раскаиваться, не предаваться сожалениям, что бы ни произошло, с другой стороны,
ничему не радоваться, не веселиться и ничем не гордиться; 5) бесстрашно и
отрешенно наблюдать борьбу мнений и разнообразную деятельность живых существ;
думать: такова природа вещей, образ жизни различных индивидуальностей;
созерцать мир подобно человеку, глядящему с самой высокой вершины на расположенные
внизу горы и долины; 6) этот этап описать нельзя. Он тождественен понятию
пустоты (в соответствии с тибетской формулой - Одушевление
существа лишены личности - эго; в общем смысле под понятием пустота
можно понимать отсутствие эго).
К тибетской психотехнике духовных тренировок следует сделать несколько примечаний:
1. Каждый учитель-мистик в Тибете имеет свой план-метод. Даже к разным своим
ученикам он применяет различные методы.
2. Ученику не навязывают никаких теорий. Его сознание всегда свободно, он
может верить, отрицать, сомневаться соответственно своим природным склонностям.
3. Роль наставника прямого пути прежде всего заключается в руководстве подготовительным
периодом очищения. Учитель должен побудить ученика освободиться от верований,
идей, привычек, наклонностей - от всего, что развилось и укоренилось в его
сознании, рассматривая это как следствие причин биологи- ческой природы происхождения
человека, затерянной во тьме времен.
Осуществление духовной программы развития производится в специальном затворнической
помещении - техам. Существует несколько разновидностей техам (затворничества)
по степени изоляции. Затворника называют тсхам-па. Питается один
раз в день (иногда ему подают чай несколько раз в день). Особые затворнические
пещеры называются тсанг-кханг, имеют форму домиков, а если они
находятся в горах, то их называют ритэ. Сзади ритэ должна быть
скала, спереди - открывается вид на горнгое озеро или речку в долине. При
этом должна быть обеспечена возможность свободно наблюдать восход или заход
солнца. Живущих в ритэ называют ритэ-па, они медитируют не обязательно
внутри ритэ, а на свежем воздухе. Ходят за водой, топливом. Ритэ-па не всегда
адепты прямого пути, но всегда - оккультисты или мистики.
Итак, иногда теряя ощущение дня и ночи, ученик занимается своим духовным развитием:
выполняет различные специальные упражнения (расскажем о них дальше) и размышляет
о философских проблемах.
Большинство специальных упражнений заимствовано (особенно для начинающих)
из индусского тантризма. Иногда вместо упражнений повторяются миллионы раз
какая-нибудь мантра, чередуемая поклонами. Иногда практикуется индийская пранояма.
Дыхательные упражнения выполняются в специальных позах и служат пробуждению
духовной энергии. При этом различают две системы.
Более простая - воздействие на создание путем регули- рования дыхания. Более
сложная, - когда дыхание само регулируется при создании безмятежности сознания
(духа). К дыхательным упражнениям затворник присоединяет медитацию- созерцание,
прибегая к помощи магическоих кругов киилкхоров - диаграммам,
начертанным на бумаге, земле, ткани (металле, камне, дереве) и т. д. На них
наносятся палочки, светильники, флажки, божества из теста, краски и т. д.
Киилкхоры - это магические существа и с ними следует обращаться осторожно,
по особой науке, на основании специальных посвящений (их несколько).
В центр магического круга (киилкхора) устанавливается фигурка божества. Задача
ученика - читать книги об этом божестве и его атрибутах, а затем добиться
видения этой богатой картины, опираясь медитативным взглядом на фигурку в
магическом круге. Затем ставится задача вдохнуть жизнь в этот неодушевленный
предмет (обряд пранапратишта) с помощью духовной эманации верующего,
и ежедневной практикой ее поддержания за счет сосредоточенной на предмете
концентрации мысли. Затем предмет убирают, так как изображение четко реализовано.
Специальные упражнения выполняются в следующей последовательности.
Первые четыре упражнения направлены на развитие специального воображения как
подготовки к упражнениям, развивающим способность к концентрации сознания
и переходу его в медитацию, т. е. устойчивую концентрацию