в этом отношении зависели от окружения. Теперь же он мог для этих веществ развивать собственное тепло. Соки тела стали теплою кровью. Благодаря этому он достиг, как физическое существо, гораздо большей самостоятельности, чем какой он обладал раньше. Вся внутренняя жизнь усилилась. Ощущение еще вполне зависело от воздействий внешнего мира. Наполнение собственным теплом дало телу самостоятельную физическую внутреннюю жизнь. Теперь душа получила арену внутри тела, на которой она могла развить жизнь, не бывшую уже только участием в жизни внешнего мира.
Этим событием душевная жизнь была вовлечена в область земно-вещественного. Прежде вожделения, желания, страсти, душевная радость и горе могли вызываться только душевными же причинами. Исходившее от другого душевного вещества пробуждало в данной душе склонность или отвращение, возбуждало страсть и т.д. Никакой внешний физический предмет не мог бы оказать такого действия. Теперь впервые наступила возможность, чтобы подобные внешние предметы получили для души какое-либо значение. Ибо она стала ощущать содействие этап внутренней жизни, пробудившейся вместе с собственной теплотой, как удовольствие, а нарушение этой внутренней жизни, как недовольство. Внешний предмет, способный поддержать телесное благосостояние, мог стать вожделенным, желанным. То, что в теософической литературе называется 'kama' -- телом желания, -- было связано с земным человеком. Предметы чувственного восприятия стали предметами способности вожделения. Человек своим телом желаний стал привязан к земному бытию.
Этот факт совпадает с одним великим мировым событием, с которым он находится в причинной связи. До сих пор между Солнцем, Землею и Луной не было материального разделения. Они все три в своем действии на человека были как одно тело. Теперь настало разделение: более тонкая вещественность, заключавшая в себе все, что давало душе дотоле возможность действовать непосредственно оживляющим образом, отделилась в виде Солнца; самая грубая часть выделилась в виде Луны; а Земля в своей вещественности заняла середину между обоими. Конечно, это разделение наступило не внезапно; весь
процесс совершился мало-помалу, пока человек переходил от размножения через деление к только что описанному. Даже означенными мировыми процессами и было именно вызвано это развитие человека. Сначала Солнце извлекло из общего мирового тела свою вещественность. Это отняло у душевного возможность непосредственно оживлять оставшуюся земную материю. Потом из него начала высвобождаться Луна. Благодаря этому Земля достигла состояния, которое сделало возможной характеризованную выше способность ощущения.
В связи с этим событием развилось также и новое чувство. Тепловые условия Земли стали такими, что тела мало-помалу приняли прочные очертания, отделявшие прозрачное от непрозрачного. Задачей Солнца, выступившего из массы Земли, стало дарование света. В человеческом теле возникло зрительное чувство. Сначала это зрение не было таким, как мы его знаем. Свет и темнота действовали на человека, как неопределенные чувства. Он ощущал, например, при некоторых условиях свет, как нечто приятное, способствующее его телесной жизни, и искал его, стремился к нему. При этом собственно душевная жизнь протекала все еще в сновидческих образах. В этой жизни возникали и исчезали различные цветовые образы, не имевшие непосредственного отношения к внешним вещам. Эти цветовые образы человек относил еще к душевным воздействиям. Светлые образы являлись ему, когда он испытывал приятные душевные воздействия, и мрачные -- когда касавшиеся его душевные влияния были неприятны.
В предшествующем изложении все, что было обусловлено появлением собственной теплоты человека, обозначалось как 'внутрення жизнь'. Но очевидно, что это еще не было внутренней жизнью в смысле позднейшего развития человечества. Все подвигается вперед ступенями, также и развитие внутренней жизни. В вышеозначенном смысле эта истинная внутренняя жизнь наступает лишь с того мгновения, когда появляется оплодотворение духом, когда человек начинает мыслить над тем, что действует на него извне.
Но все описанное здесь показывает, как человек дорастает до того состояния, которое было изображено в предыдущем отрывке.
И, описывая последующие состояния, мы, собственно, находимся уже в характеризованной выше эпохе: душа все больше научается тому, что она переживала раньше в себе и относила только к душевному, прилагать к внешнему телесному бытию. Это происходит теперь с цветовыми образами. Как раньше приятное впечатление, производимое