должен затем присоединиться и взгляд в будущее. Ибо для истинного духовного познания может открываться и будущее, хотя лишь в той мере, как это необходимо человеку для выполнения его назначения. Кто не хочет признавать тайноведения и с высоты своих предрассудков относит просто в область фантастики и бреда все, что отсюда исходит, тот меньше всего поймет это отношение к будущему. И, однако, простое логическое рассуждение могло бы сделать понятным то, о чем здесь идет речь. Но только подобные логические рассуждения принимаются лишь до тех пор, пока они согласуются с предрассудками людей. Предрассудки -- могущественные враги также и всякой логики.
Подумайте только: если соединить при совершенно определенных условиях серу, кислород и водород, то по необходимому закону должна образоваться серная кислота. И кто изучал химию, тот может предсказать, что должно случиться, если три названных вещества войдут в соприкосновение при соответствующих условиях. Таким образом, ученый-химик является пророком в ограниченной области вещественною мира. И ею пророчество могло бы оказаться неверным лишь в случае, если бы законы природы внезапно стали иными. Тайновед исследует духовные законы в том же точно роде, как физик или химик исследует законы материальные. Он делает это в том роде, и с тою страстью, как это подобает в духовной области. Но от этих великих духовных законов зависит развитие человечества. Подобно тому, как кислород, водород и сера ни в каком будущем не вступят в соединение вопреки законам природы, так и в духовной жизни не произойдет, конечно, ничего, противною законам духовным. И кто знает эти последние, тот может, таким образом, прозревать в закономерность будущею.
Здесь намеренно приведен именно этот пример для пророческою предопределения грядущих судеб человечества, ибо истинным тайноведением предопределение это принимается действительно в таком именно смысле. Для того, кто уяснит себе эту действительную точку зрения оккультизма, отпадает также и возражение, будто через то, что положение вещей в известном смысле предопределимо, становится невозможной какая-либо свобода человека. Определено заранее может быть лишь то, что подлежит какому-нибудь закону. Но воля не определяется законом. Как незыблемо то, что кислород, водород и сера соединятся в серную кислоту, во всяком случае лишь по определенному закону, так же верно и то, что от воли человека может зависеть установление условий, при которых будет действовать этот закон. Так будет и с грядущими великими мировыми событиями и судьбами человека. Как тайноиспытатель, видишь их заранее, хотя они и должны быть еще сначала вызваны человеческим произволом. Оккультный исследователь предвидит именно также и то, что еще будет совершено человеческой свободой. Что это возможно, об этом должны дать представление последующие сообщения.
Одно только существенное различие надо себе уяснить в предопределении путем физической науки или путем духовного познания. Физическая наука покоится на рассудочном понимании, и потому пророчество ее бывает также лишь рассудочным, опирающимся на суждения, заключения, соображения и т.д. Пророчество лжедуховного познания исходит, напротив, из действительного высшего зрения или восприятия. Тайноиспытатель должен даже строжайшим образом избегать всяких представлений, основывающихся на одном только размышлении, соображении, умозрении и т.д. Он должен идти здесь путем полнейшего отречения и совершенно уяснить себе, что всякое умозрение, рассудочное философствование и т.д. вредит истинному видению. Эти деятельности относятся еще всецело к низшей природе человека, и поистине высшее познание начинается лишь там, где эта природа поднимается до высшего существа в человеке. В этом утверждении самом по себе не содержится ничего против самих этих деятельностей, которые в своей области не только вполне правомерны, но даже единственно правомерны. Вообще нет ничего, что было бы низшим или высшим само по себе, но лишь по отношению к чему-либо другому. И то, что в одном отношении стоит высоко, может по какому-нибудь другому направлению стоять очень низко.
Но то, что должно познаваться через видение, не может быть познано через простое размышление или через великолепнейшие соображения рассудка. Как бы ни был человек 'умен' в обычном смысле слова, этот 'ум' нисколько не поможет ему в познании сверхчувственных истин. Даже напротив, он должен совершенно отказаться от него и отдаться единственно высшему видению. Тогда он будет воспринимать вещи просто, без помощи своего 'умного' размышления,