Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

Къ групп крупныхъ вопросовъ, ршенiе которыхъ является задачей русской этнографiи, слдуетъ отнести и вопросъ о такъ наз. ассимиляцiонной способности русскаго народа. При разработк его этнографъ встрчается съ важнымъ препятствiемъ-недостаточностью матерiала для деталънаго и всесторонняго разсмотрнiя относящихся къ нему явленiй. Отраднымъ фактомъ поэтому слдуетъ считать появленiе въ 1892 г. составленной проф. И. Н. Смирновымъ программы 1), имющей цлью побудить собирателей этнографическихъ данныхъ въ Pocciи обращать спецiальное вниманiе на взаимодйствiе русскихъ и инородцевъ. Собранный такимъ образомъ матерiалъ вн всякаго сомннiя прольетъ значительный свтъ на многiе темныя стороны, которыми еще полна исторiя взаимодйствiя русскихъ и инородцевъ. Если мы, не смотря на указанную недостаточность матерiала для детальнаго изученiя вопроса, ршаемся коснуться ассимиляцiонной способности русскаго народа, то длаемъ это въ виду слдующихъ соображенiй: съ одной стороны, какъ ни кажется незначительнымъ матерiалъ, которымъ этнографъ можетъ пользоваться для уясненiя себ этой группы явленiй, онъ все-же достаточенъ для того, чтобы намтить наиболе вроятныя общiя причины, приводящiя или къ обруснiю инородцевъ или, наоборотъ, позволяющая имъ сохранять свои нацiональныя черты: установленiе общихъ, первенствующихъ чертъ, регулирующихъ группу разсматриваемыхъ нами явленiй, можетъ, на нашъ взглядъ, въ извстной степени облегчить даль-

--------------------------------------------------------------------------------

1) Извстiя Общ. Археологiи, Исторiи и Этнографiи при И. Казанскомъ Ун. т. X. (Казань 1892).

43 44

ншую, детальную разработку относящихся сюда фактовъ. Дале самый терминъ, ассимиляцiонная способность, сделавшiйся общеупотребительнымъ, намъ кажется не совсмъ удачнымъ и способствующимъ подчасъ объясненiю слишкомъ простымъ способомъ явленiй очень сложныхъ.

Общiй взглядъ склоняется къ признанiю за русскимъ народомъ развитой въ значительной степени ассимиляцiонной способности. Основанiемъ этого взгляда служить какъ исторiя Россiи, такъ и нкоторыя явленiя современности. Въ самомъ дл, русская исторiя представляетъ ходъ постепеннаго распространенiя славянорусскаго племени въ восточной части европейскаго материка и въ предлахъ Азiи. Въ теченiе долгаго перiода времени отъ IX-XIX вв. основное племя славянскаго происхожденiя стремится расширить мсто своего обитанiя на востокъ, сверъ и югъ. Подобному-же распространенiю на западъ мшала встрча съ этой стороны болe сильныхъ сосдей, а также и естественыя границы. Если на карт современной Pocciи отмтить последовательно предлы распространенiя русскаго элемента съ древнйшихъ временъ до настоящаго времени, окажется, что эти границы выросли въ значительной степени. Небольшое пространство, въ которомъ живетъ русскiй элементъ въ эпоху нашего перваго летописца, является совершенно ничтожнымъ сравнительно съ пространствомъ, занимаемымъ русскими хотя-бы въ конц XVI в., а это последнее оказывается незначительнымъ въ сравненiи съ областью, которую занимаетъ русская народность въ настоящее время.

Въ теченiе этого поступательнаго движенiя, которое далеко еще не прекратилось и въ наши дни, много инородческихъ племенъ, не только мелкихъ, но и крупныхъ, сливались съ русской народностью: такъ лишь топографическiя названiя свидтельствуютъ въ настоящее время объ упоминаемыхъ Несторомъ финскихъ племенахъ населявшихъ современныя центральныя губернiи Европейской Росciи. Заволжская чудь, населявшая еще въ сравнительно позднюю эпоху сверныя области Россiи вступавшая въ жестокiе бои съ новгородскими колонизаторами края,-бои, не всегда оканчивавшiеся для послднихъ победою,-оставила по себ лишь смутныя воспоминанiя въ народной памяти. Обитатели древней Перми, игравшей значительную роль въ исторiи древней русской торговли, представляютъ въ настоящее время лишь жалкiе остатки въ лиц

44 45 русющихъ съ каждымъ годомъ пермяковъ. Степное пространство, отвоеванное осдлымъ русскимъ населенiемъ у кочевниковъ, громадно; при этомъ колебанiя физическаго типа степного русскаго населенiя и существованiе въ немъ присущихъ инородческокочевому типу чертъ доказываютъ, что въ современное степное русское населенiе вошло не мало инородческой крови; а это въ свою очередь заставляетъ думать, что русская народность при своемъ поступательномъ движенiи въ степи не только вытсняла инородцевъ, но также въ значительной мр заставляла ихъ слиться съ собой. Наконецъ, процессъ слiянiя инородцевъ