28. Только достигший правильно различающего знания сущностей и
отрекшийся от плодов его приходит, вследствие совершенного
распознавания, к Самадхи, называемой облаком добродетели.
29. Отсюда получается прекращение страданий и труда.
30. Тогда знание, лишенное покрывала и нечистоты, становится
бесконечным, подлежащее и познанию - ничтожным.
31. Тогда окончены последовательные превращения качеств, так как
цель их достигнута.
32. Перемены, существующие по отношению к моментам времени и
воспринимаемые на другом конце [в конце ряда] составляет
последовательность.
33. Устранение в обратном порядке качеств, лишенных для Пуруши
всякого побуждения к действию, есть Кайлавья, или утверждение силы
знания в собственной природе.
* ЙОГА-СУТРА МАХАРИШИ ПАТАНЖЕЛЕ *
(ПРЕВОД С САНСКРИТА
А.ФАЛЬКОВА)
Глава первая. ОСНОВЫ РАБОТЫ ДУХА
О Йоге
1. Сейчас будет объяснен способ овладения природой посредством
Йоги.
2. Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею
различных видоизменений.
3. При этом созерцающий остается внутри себя.
Формы материи мысли.
4. В ином случае разум созерцающего принимает форму, диктуемую
внешними видоизменениями.
5. Существуют пять типов собственных видоизменений, одни из
которых неприятны, другие приятны.
6. Ими являются правильное знание, заблуждение, выдумка, сон и
память.
7. Правильное знание возникает в результате или прямого
восприятия, или верных заключений, или компетентного свидетельства.
8. Заблуждение возникает в результате ложных умозаключений, не
соотносящихся с действительностью.
9. Выдумка получается при использовании понятий, которым в
природе ничего не соответствует.
10. Сон - это случай, когда чувства воспринимают видоизменение
пустоты.
11. Память появляется при запрещении разуму терять воспринятый
образ.
Контроль над видоизменениями.
12. Власть над ними достигается упражнениями и раскрепощением
[отсутствием привязанности].
13. Упражнение есть усилие по их удержанию в постоянном
состоянии.
14. Оно укрепляется продолжительной практикой, без перерывов и с
полной отдачей.
15. Полное раскрепощение приходит к тому, кто не желает ничего от
воспринимаемого зрением или слухом объекта.
16. Его высшая форма, чистое сознание [Пуруша], отвергает все,
даже саму природу желания [Гуны].
Варианты получения правильного знания.
17. Правильное знание получит тот, кто поймет, что затем следует
рассуждение, распознание и наслаждение.
18. Возможен и другой случай, когда используется полное
прекращение всякой мыслительной активности.
19. Одним из случаев этого в реальном мире являются те, кто
овладел безграничным сознанием или слился с природой.
20. Это возможно через веру, энергию, хорошую память и
проницательность.
21. Чем больше усилий, тем быстрее успех.
22. Успех этот может ощутиться как слабый, средний, высший.
23. Или [все вышеперечисленное можно получить] через преданность
Ишвару.
О Боге
24. Ишвар есть высшее существо, чуждое [суетных] переживаний,
действий, их результатов и желаний.
25. В нем и мельчайшее достигает высших границ.
26. Он не ограничен во времени и является учителем древнейших
учителей.
27. Его имя выражается как звук 'Ом'.
28. [Поэтому] постоянное повторение звука 'Ом' и размышление о
его значении [необходимо для медитации].
29. Так можно распознать скрытое и устранить препятствия.
Медитация и безграничное сознание.
30. Болезнь, лень ума, сомнение, апатия, перерывы, искаженное
восприятие и закрепощения, а также ускользание нужного состояния при
его достижении - все это затруднения.