Махариши Патанджали

Йога-сутра

/>

28. Только достигший правильно различающего знания сущностей и

отрекшийся от плодов его приходит, вследствие совершенного

распознавания, к Самадхи, называемой облаком добродетели.

29. Отсюда получается прекращение страданий и труда.

30. Тогда знание, лишенное покрывала и нечистоты, становится

бесконечным, подлежащее и познанию - ничтожным.

31. Тогда окончены последовательные превращения качеств, так как

цель их достигнута.

32. Перемены, существующие по отношению к моментам времени и

воспринимаемые на другом конце [в конце ряда] составляет

последовательность.

33. Устранение в обратном порядке качеств, лишенных для Пуруши

всякого побуждения к действию, есть Кайлавья, или утверждение силы

знания в собственной природе.


* ЙОГА-СУТРА МАХАРИШИ ПАТАНЖЕЛЕ *

(ПРЕВОД С САНСКРИТА

А.ФАЛЬКОВА)


Глава первая. ОСНОВЫ РАБОТЫ ДУХА

О Йоге


1. Сейчас будет объяснен способ овладения природой посредством

Йоги.

2. Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею

различных видоизменений.

3. При этом созерцающий остается внутри себя.

Формы материи мысли.

4. В ином случае разум созерцающего принимает форму, диктуемую

внешними видоизменениями.

5. Существуют пять типов собственных видоизменений, одни из

которых неприятны, другие приятны.

6. Ими являются правильное знание, заблуждение, выдумка, сон и

память.

7. Правильное знание возникает в результате или прямого

восприятия, или верных заключений, или компетентного свидетельства.

8. Заблуждение возникает в результате ложных умозаключений, не

соотносящихся с действительностью.

9. Выдумка получается при использовании понятий, которым в

природе ничего не соответствует.

10. Сон - это случай, когда чувства воспринимают видоизменение

пустоты.

11. Память появляется при запрещении разуму терять воспринятый

образ.

Контроль над видоизменениями.

12. Власть над ними достигается упражнениями и раскрепощением

[отсутствием привязанности].

13. Упражнение есть усилие по их удержанию в постоянном

состоянии.

14. Оно укрепляется продолжительной практикой, без перерывов и с

полной отдачей.

15. Полное раскрепощение приходит к тому, кто не желает ничего от

воспринимаемого зрением или слухом объекта.

16. Его высшая форма, чистое сознание [Пуруша], отвергает все,

даже саму природу желания [Гуны].

Варианты получения правильного знания.

17. Правильное знание получит тот, кто поймет, что затем следует

рассуждение, распознание и наслаждение.

18. Возможен и другой случай, когда используется полное

прекращение всякой мыслительной активности.

19. Одним из случаев этого в реальном мире являются те, кто

овладел безграничным сознанием или слился с природой.

20. Это возможно через веру, энергию, хорошую память и

проницательность.

21. Чем больше усилий, тем быстрее успех.

22. Успех этот может ощутиться как слабый, средний, высший.

23. Или [все вышеперечисленное можно получить] через преданность

Ишвару.

О Боге

24. Ишвар есть высшее существо, чуждое [суетных] переживаний,

действий, их результатов и желаний.

25. В нем и мельчайшее достигает высших границ.

26. Он не ограничен во времени и является учителем древнейших

учителей.

27. Его имя выражается как звук 'Ом'.

28. [Поэтому] постоянное повторение звука 'Ом' и размышление о

его значении [необходимо для медитации].

29. Так можно распознать скрытое и устранить препятствия.

Медитация и безграничное сознание.

30. Болезнь, лень ума, сомнение, апатия, перерывы, искаженное

восприятие и закрепощения, а также ускользание нужного состояния при

его достижении - все это затруднения.

31.