Махариши Патанджали

Йога-сутра

которые приводят к необыкновенным

чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.

36. Или [размышлением о] Лучезарном, который недоступен никаким

страданиям.

37. Или [размышлением о] Сердце, отказавшемся от привязанностей к

чувственным предметам.

38. Или [размышлением о] Знании, которое приходит во сне.

39. Или размышлением о чем бы то ни было, что привлекает, как

добро.

40. Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится не

загражденным, как для атома, так и для бесконечного.

41. Йог, которого Вритти сделались таким образом бессильными

(подчиненными), достигает в получающем, посредствующем и полученном

[сущем сознании и внешних предметах] сосредоточенности и тождества,

подобно кристаллу [перед различными окрашенными предметами].

42. Звук, значение и вытекающие из них знания, будучи смешанными,

называются Самадхи с рассуждением.

43. Самадхи, называемая 'без рассуждения', [приходит] когда

память очищена, или освобождена от качеств и заключает в себе только

значение [предмета размышления].

44. Этим путем [сосредоточение] с распознаванием и без

распознавания [способа размышления] о более тонких предметах [также]

объясняется.

45. Более тонкие предметы исчезают с Прадханой.

46. Эти виды сосредоточения имеют семя.

47. Когда сосредоточение 'без рассуждения' очищено, спокойствие

Читты прочно устанавливается.

48. Знание этого называется 'исполненное истины'.

49. Знание, полученное из свидетельства и заключения, относится к

обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что

упомянутого Самадхи, более высокого порядка: оно способно проникать

туда, куда заключение и свидетельство не могут достигнуть.

50. Впечатления, являющиеся следствием этого Самадхи, исключают

все другие впечатления.

51. Подавлением даже этого [впечатления, которое заграждает все

другие впечатления], когда все другие задержаны, достигается 'лишенное

семени' Самадхи.


Глава вторая. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ В НЕМ




1. Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда Богу

называется Крийя-йога.

2. [Они служат] к упражнению в Самадхи и уменьшают число

препятствий, связанных состраданием.

3. Связанные со страданием препятствия суть: неведение, ложное

самосознание [пристрастие], отвращение и привязанность к жизни.

4. Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они

состоянии: скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном.

5. Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и

не составляющего истинное 'Я' за вечное, чистое, счастливое, Атман

[сущее 'Я'].

6. Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием

зрения.

7. Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию.

8. Отвращение есть реакция на страдание.

9. Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присуща

даже мудрому.

10. Они, чтобы быть управляемыми противоположными

видоизменениями, должны быть тонкими.

11. Посредством размышления устраняются видоизменения.

12. Приемник дел имеет корень в связанных со страданием

препятствиях, испытываемых в этой видимой жизни или в невидимой.

13. При наличии корня, наступает плодоношение, [в виде]

чувственных образов, жизни и ощущения удовольствия от страдания.

14. Они приносят плоды в виде радости или страдания, производимых

добродетелью или пороком.

15. Для распознавающего все мучительно, потому что все приносит

страдание - или своими последствиями, или опасением их, или сомнением,

которое производят в нем впечатления - так и вследствие

противодействия качества.

16. Несчастье, еще не наступившее, должно быть устранено.

17. Причина того, что должно быть устранено, есть слияние зрящего

со зримым.

18. Испытываемое состоит из элементов и органов и по своей

природе просветленное,