которые приводят к необыкновенным
чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.
36. Или [размышлением о] Лучезарном, который недоступен никаким
страданиям.
37. Или [размышлением о] Сердце, отказавшемся от привязанностей к
чувственным предметам.
38. Или [размышлением о] Знании, которое приходит во сне.
39. Или размышлением о чем бы то ни было, что привлекает, как
добро.
40. Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится не
загражденным, как для атома, так и для бесконечного.
41. Йог, которого Вритти сделались таким образом бессильными
(подчиненными), достигает в получающем, посредствующем и полученном
[сущем сознании и внешних предметах] сосредоточенности и тождества,
подобно кристаллу [перед различными окрашенными предметами].
42. Звук, значение и вытекающие из них знания, будучи смешанными,
называются Самадхи с рассуждением.
43. Самадхи, называемая 'без рассуждения', [приходит] когда
память очищена, или освобождена от качеств и заключает в себе только
значение [предмета размышления].
44. Этим путем [сосредоточение] с распознаванием и без
распознавания [способа размышления] о более тонких предметах [также]
объясняется.
45. Более тонкие предметы исчезают с Прадханой.
46. Эти виды сосредоточения имеют семя.
47. Когда сосредоточение 'без рассуждения' очищено, спокойствие
Читты прочно устанавливается.
48. Знание этого называется 'исполненное истины'.
49. Знание, полученное из свидетельства и заключения, относится к
обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что
упомянутого Самадхи, более высокого порядка: оно способно проникать
туда, куда заключение и свидетельство не могут достигнуть.
50. Впечатления, являющиеся следствием этого Самадхи, исключают
все другие впечатления.
51. Подавлением даже этого [впечатления, которое заграждает все
другие впечатления], когда все другие задержаны, достигается 'лишенное
семени' Самадхи.
Глава вторая. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, УПРАЖНЕНИЕ В НЕМ
1. Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда Богу
называется Крийя-йога.
2. [Они служат] к упражнению в Самадхи и уменьшают число
препятствий, связанных состраданием.
3. Связанные со страданием препятствия суть: неведение, ложное
самосознание [пристрастие], отвращение и привязанность к жизни.
4. Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они
состоянии: скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном.
5. Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и
не составляющего истинное 'Я' за вечное, чистое, счастливое, Атман
[сущее 'Я'].
6. Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием
зрения.
7. Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию.
8. Отвращение есть реакция на страдание.
9. Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присуща
даже мудрому.
10. Они, чтобы быть управляемыми противоположными
видоизменениями, должны быть тонкими.
11. Посредством размышления устраняются видоизменения.
12. Приемник дел имеет корень в связанных со страданием
препятствиях, испытываемых в этой видимой жизни или в невидимой.
13. При наличии корня, наступает плодоношение, [в виде]
чувственных образов, жизни и ощущения удовольствия от страдания.
14. Они приносят плоды в виде радости или страдания, производимых
добродетелью или пороком.
15. Для распознавающего все мучительно, потому что все приносит
страдание - или своими последствиями, или опасением их, или сомнением,
которое производят в нем впечатления - так и вследствие
противодействия качества.
16. Несчастье, еще не наступившее, должно быть устранено.
17. Причина того, что должно быть устранено, есть слияние зрящего
со зримым.
18. Испытываемое состоит из элементов и органов и по своей