2. Как проводить медитации
ДЛЯ НАЧАЛА НУЖНО ПОНЯТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ
Стараются развивать то, что Abhidharmasamuccaya называет пятью
принципами, способствующими освобождению. [Первый принцип],
индивидуальная нравственность, состоит из чувства отвращения и
физического и умственного воздержания по отношению к насилию
против других, а также из усиления ненасильственных тенденций.
Bodhicaryavatara молит:
Где бы рыба или кто-то подобный ни нуждался в защите,
Бержено перенеси их, не причиняя смерти.
Развивая ненасильственное устремление,
Достигнешь того берега нравственности.
Посвященные должны осознанно и бдительно придерживаться
предписаний, полученных через акт посвящения для [мирян] и
других, в то же время отказываясь от всех неизвинительных
проступков посредством самоконтроля. Как описывает Suhrllekha,
Как земля поддерживает все вещи динамичными и статичными,
Так и нравственность есть основание всех добродетелей.
Silasamyukta-sutra заключает:
Как слепой не видит форм,
Так и безнравственный не видит дхармы.
[Второй принцип] касается контроля чувственных импульсов.
Шесть чувственных способностей возбуждаются через
взаимодействие между шестью объектами и шестью органами чувств
и затем видоизменяются интеллектом, обуславливающим либо
привязанность, либо отвращение к любому объекту чувств. Не
цепляясь за когнитивный образ или признак восприятия, следует
остерегаться не только жадности и ненависти, но также
установить ум либо в добродетельное, либо нейтральное
состояние. Цитата из сутры повторяет это утверждение:
Даже видя формы, глаза не хватаются за их, ни как за когнитвный
образ, ни как за чувственную реальность.
[Третий принцип], применение бдительности, означает, что
вовлекаясь в любое действие - физическое или иное - следует
действовать скурпулезно и бдительно, сознательно разделяя, что
хорошо и что плохо, что следует принять и что отвергнуть. Это
указывается в утверждении из Bodhicaryavatara:
Он снова и снова наблюдает
Состояние своего тела или ума;
Каждое такое наблюдение означает
Стояние на страже с предельной бдительностью.
Prajnaparamita-samcayagatha комментирует подобным образом:
Следует сохранять бдительность при всех движениях,
Гуляя, покоясь, сидя.
Сутра говорит:
Будь сознателен в каждом действии, где ты участвуешь:
Теперь сознавая акт стояния,
Теперь внимателен к поцессу сидения.
Ratnakuta-sutra описывает цель бдительности:
Если кто-либо применяет осознание и бдительность,
На него не смогут повлиять любые мешающие мысли.
[Четвертый принцип] касается регулирования ежедневного
питания. Скудная пища делает голодным и слабым. Излишнее
количество ведет к тяжести в теле и увеличивает сонливость и
дрему. Употребление пищи, которая трудно переваривается или не
подходит, усугубляет уже существующую слабость, вызывает новые
расстройства и делает тело непригодным для практики
добродетелей. Пища, полученная в результате жестокости и
насилия, будучи сопряжена с нечистым умом, обусловит приобщение
к неописуемым грехам и сделает ум неконтролируемым.
Медитирующие должны есть пищу в умеренном количестве и не
упомянутых видов.
Славный Нагарджуна утверждает в Suhrllekha:
Рассматривая пищу как лекарство,
Он ест, не подверженный жадности или ненависти,
Не для удовлетворения голода,
Не для чувственного удовольствия
И даже не для сияющего внешнего вида,
А просто с целью поддержать тело.
Регулирование кем-либо питания зависит от его отношения к
последствиям стремления к пище. Поэтому он размышляет так:
'Переедание немедлено вызовет неприятное чувство, подобное
видению отвратительных рвотных масс и может привести даже к
болезни, увеличивая нечистые отходы, которые должны быть
удалены. Кроме того, в поисках пищи и пропитания [бедный
медитирующий часто] терпит нужду. Пища вызывает желание,