угрозой ножа, револьвера или полицейской
дубинки. Ежедневно он посылал его чистить конюшню, когда там находились
неспокойные жеребцы. В начале каждого дня дон Хуан думал, что это его
последний день на земле, а выживание означало только то, что завтра он
попадет в тот же ад.
Конец ускорило то, что дон Хуан попросил разрешения отлучиться на
время. Предлогом было то, что он должен пойти в город, чтобы заплатить
надсмотрщику сахарного завода деньги, которые должен. Но его надсмотрщик
сказал ему, что дон Хуан не может откладывать свою работу ни на минуту,
так как он по уши в долгу за привилегию работать там. Дон Хуан понял, к
чему тот клонит: он понял маневр этих людей. Они сговорились получать с
завода примитивных индейцев, загонять их до смерти и делить их заработок.
Эта мысль его так разозлила, что он бросился с криком через кухню и попал
в главное здание. Надсмотрщик и другие рабочие были захвачены врасплох
неожиданностью. Он выбежал из парадной двери и убежал, однако надсмотрщик
догнал его на дороге и ранил в грудь. Он оставил его умирать.
Дон Хуан сказал, что умереть не было его судьбой: там его нашел его
благодетель и выхаживал до тех пор, пока он не поправился.
- Когда я рассказал своему благодетелю всю историю, - продолжал дон
Хуан, - тот едва смог сдержать свое возбуждение. 'Этот надсмотрщик -
настоящая находка, - сказал мой благодетель. - он слишком хорош, чтобы его
потерять, поэтому когда-нибудь тебе придется вернуться в тот дом'.
- Он бредил от моей удачи - находки такого, одного на миллион,
мелочного тирана с почти неограниченной властью. Я думал, что старик
рехнулся. Прошли годы, прежде чем я полностью понял, о чем он говорил.
- Это одна из самых ужасных историй, какую я когда-либо слышал, -
сказал я. - ты действительно вернулся в тот дом?
- Конечно, я вернулся - через три года. Мой благодетель был прав:
такие мелочные тираны, как этот, встречаются один на миллион, и его нельзя
было упустить.
- Как же тебе удалось вернуться?
- Мой благодетель разработал стратегию с использованием четырех
атрибутов воинственности: контроля, дисциплины, терпения и
своевременности.
Дон Хуан сказал, что его благодетель, объясняя ему, что он должен
делать, чтобы воспользоваться выгодой от встречи с человеком-людоедом,
рассказал ему также о том, что новые видящие считают четырьмя ступенями на
пути знания. Первый шаг - это решимость стать учеником. После того, как
ученик изменит свой взгляд на мир и на себя, он делает второй шаг и
становится воином, то есть способным к предельной дисциплине и контролю
над собой. С третьим шагом, овладев терпением и своевременностью, он
становится человеком знания. Когда человек знания научится видеть, он
делает четвертый шаг и становится видящим.
Его благодетель подчеркнул то, что дон Хуан уже достаточно долго был
на пути знания для овладения минимумом первых двух атрибутов - контроля и
дисциплины. Дон Хуан отметил, что оба эти атрибута относятся к внутреннему
состоянию. Воин самоорганизован, но не в эгоистическом смысле, а в
отношении полного и непременного исследования себя.
- В то же время я был огражден от двух других атрибутов, - продолжал
дон Хуан. - терпение и своевременность - это не просто внутреннее
состояние. Они находятся в области человека знания. Мой благодетель
показал мне их через свою стратегию.
- Означает ли это, что ты не смог бы встретиться с мелочным тираном
сам по себе? - спросил я.
- Я уверен, что смог бы сделать это и сам, хотя всегда сомневался в
том, что я смог бы выполнить это с блеском и радостью. Мой благодетель
просто наслаждался случаем направлять это. Идея использования мелочных
тиранов нужна не только для совершенствования духа воина, но и для
наслаждения и счастья.
- Как может кто-либо получать наслаждение от чудовища, которое ты
описал?
- Он ничто по сравнению с настоящими чудовищами, с которыми
встретились новые в видящие во времена конкисты. По всем указаниям те
видящие осуществляли с ними даже непристойные сделки. Они доказали, что
даже наихудшие тираны могут привести в восторг при условии, что сам ты -
воин.
Дон Хуан объяснил, что ошибка, которую совершают обычные люди при
встрече с мелочными тиранами, состоит в том, что они не имеют