а тому, как
овладеть тремя аспектами древнего знания, которыми они владели: сознанием,
искусством следопыта и намерением. Они оказались вовсе не колдунами, они -
видящие, а дон Хуан не только видящий, но и нагваль.
В своих учениях для правой стороны дон Хуан уже многое объяснил мне
относительно нагваля и видения. Как я понял, видение является способностью
людей расширять свое поле восприятия настолько, что они становятся
способными оценивать не только внешнюю видимость, но и саму суть всего. Он
также объяснил мне, что видящие видят человека, как в поле энергии,
которое выглядит подобно светящемуся яйцу. Он сказал, что у большинства
людей это поле разделено на две части, однако у некоторых мужчин и женщин
оно разделено на четыре, а иногда на три. Из-за своей большой сопротивляе-
мости, по сравнению со средними людьми, эти люди, после обучения видению
могут стать нагвалями.
В своих учениях для левой стороны дон Хуан объяснил мне сложность
видения и бытия нагваля. Стать нагвалем, сказал он, гораздо более сложно и
многообещающе, чем быть просто прочным человеком, научившимся видеть. Быть
нагвалем означает быть вождем, учителем и проводником.
Как нагваль дон Хуан был руководителем группы видящих, известных как
'партия нагваля', которая состояла из восьми женщин: Сесилии, Делии,
Гермелинды, Кармелы, Нелиды, Флориды, Зулейки и Зойлы; троих
мужчин-видящих: Висенте, Сильвио Мануэля и Хенаро, а также четверых
'курьеров' или посланников: Эмелито, Хуана Тумм, Марты и Терезы.
Кроме руководства партией нагваля дон Хуан занимался также обучением
и руководством группой учеников-видящих, известной как 'новая партия
нагваля'. Она состояла из четырех молодых людей: Паблито, Нестора, Элихио
и Бениньо, и пяти женщин: Соледад, ла Горды, Лидии, Жозефины и Розы. Я был
номинальным лидером новой партии нагваля наряду с женщиной-нагвалем по
имени Кэрол.
Для того, чтобы дон Хуан мог передать мне свои учения для левой
стороны, я должен был входить в уникальное состояние перцептуальной
ясности, известное как 'повышенное сознание'. В течение многих лет моей
связи с ним он попеременно вводил меня в такое состояние с помощью удара,
который он наносил своей ладонью в верхней части моей спины.
Дон Хуан объяснил, что в состоянии повышенного сознания ученики могут
вести себя почти так же естественно, как и в повседневной жизни, однако
оно позволяет фокусировать свой ум на чем угодно с необычайной силой и
ясностью. И все же особым качеством состояния повышенного сознания
является то, что оно не поддается обычному воспоминанию. То, что
происходило в этом состоянии, становится частью повседневного сознания
ученика только через потрясающее усилие восстановления.
Мое взаимодействие с партией нагваля является примером этой трудности
воспоминания: я был в контакте с ними, за исключением Хенаро, только в
состоянии повышенного сознания, и, следовательно, в своей повседневной
жизни я не мог вспомнить их даже как неясные тени сновидений. Образ моих
встреч с ними всякий раз был почти ритуалом: я должен был приезжать на
машине к дому дона Хенаро в маленький городок на юге мексики. Дон Хуан
обычно немедленно присоединялся к нам, и мы уже втроем занимались затем
учениями дона Хуана для правой стороны. После этого дон Хуан заставлял
меня изменить уровень сознания, а затем мы ехали на машине в большой
близлежащий город, где жил он и другие пятнадцать видящих.
Всякий раз, входя в состояние повышенного сознания, я не мог не
изумиться различию своих двух сторон. Я чувствовал себя всегда так, как
если бы с моих глаз была снята пелена, как если бы я был до этого частично
слеп, а теперь прозрел. Свободу и чистую радость, которые обычно
овладевали мной в этих случаях, нельзя было сравнить ни с чем, что я
испытывал прежде. Однако вместе с этим присутствовало тревожащее чувство
печали и какого-то томления, которые шли рука об руку с радостью. Дон Хуан
объяснил мне, что не было бы полноты без печали и томления, поскольку без
них нет трезвости и доброты, а мудрость без доброты, как он сказал, и
знание без трезвости бесполезны.
Организация обучения для левой стороны требовала также, чтобы дон
Хуан, совместно со своими товарищами-видящими, объяснил мне три аспекта их
знания: управление сознания, искусство следопыта и