Карлос Кастанеда

Внутренний огонь (Часть 1)

нечто, чего ни одно

живое существо не в состоянии уловить.

Я спросил его, не потому ли источник эманаций называют орлом, что

орлы вообще рассматриваются как важный символический образ.

- Это просто пример того, когда нечто непостижимое смутно напоминает

что-то известное, - ответил он. - по этой причине, конечно, и были сделаны

попытки наделить орлов атрибутами, которых у них нет. Это случается

всегда, когда впечатлительные люди учатся исполнению акта, требующего

великой трезвости. А видящие входят во все размеры и формы.

- Означает ли это, что есть различные роды видящих?

- Нет, я имею в виду просто то, что есть достаточно безумцев,

становящихся видящими - видящими, полными слабостей, или, лучше сказать,

людей со слабостями, способных стать видящими. Они похожи на тех

несчастных, которые стали 'выдающимися' учеными.

Характерной чертой несчастных видящих является то, что они хотят

забыть чудеса мира. Они переполнены тем, что они видящие, и полагают, что

это их добрый гений. На самом деле видящий должен быть образцом, чтобы

преодолеть непобедимую слабость нашего человеческого положения. Еще более

важным, чем видение, является то, что видящие делают с тем, что они

видящие.

- Что ты хочешь этим сказать, дон Хуан?

- Взгляни на то, что некоторые видящие сделали с нами: мы оказались

пригвожденными их видением орла, правящего нами и пожирающего нас в момент

смерти.

Он сказал, что в этом видении есть определенная слабость, и что лично

он не поддерживает идею чего-то пожирающего нас. Для него более точно было

бы сказать, что есть сила, притягивающая наше сознание, подобно тому, как

магнит притягивает железо. В момент смерти все наше существо распадается

под воздействием этой громадной силы притяжения. Интерпретацию этого

момента, как пожирание нас орлом, он считает гротеском, поскольку это

обращает неописуемый акт во что-то столь повседневное.

- Я очень посредственный человек, - сказал я. - описание орла,

пожирающего нас, произвело на меня сильное впечатление.

- Реальное воздействие можно будет измерить только тогда, когда ты

увидишь это сам, - сказал он. - однако ты должен помнить, что наши дефекты

остаются с нами даже тогда, когда мы становимся видящими. Так что, когда

ты увидишь силу, ты, возможно, согласишься с теми слабыми видящими,

которые называют ее орлом, как это делаю я сам. Но, возможно, ты не

согласишься: может быть, ты сможешь устоять перед искушением приписать

человеческие атрибуты непостижимому и создашь действительно новое, более

точное название.

- Видящие, которые видят эманации орла, часто называют их

'командами', - сказал дон Хуан. - я не имел бы ничего против того, чтобы

называть их командами, если бы не привык называть их эманациями. Это

реакция на предпочтение, которое оказывал этому термину мой благодетель:

для него это были 'команды'. Я думаю, что это слово больше подходило для

его силовой личности, чем мне, а мне хочется чего-то безличного. 'Команда'

звучит для меня слишком по-человечески, однако это то, чем они в

действительности являются - командами.

Дон Хуан сказал, что видеть эманации орла - это накликать несчастье.

Новые видящие вскоре открыли связанные с этим ужасные трудности, но только

после больших несчастий при попытках картирования неведомого и отделения

его от непостижимого они все же осознали, что все сделано из эманаций

орла. Лишь малая часть этих эманаций находится в пределах досягаемости

человеческого сознания, но даже эта малая часть уменьшается дальше под

действием ограничений нашей повседневной жизни. Именно эта ничтожная часть

эманаций орла и становится ведомым, немного большая часть, вообще

доступная человеку - неведомым, а неисчислимый остаток - непостижимым.

Он продолжил разговор и сказал, что новые видящие, имеющие

прагматическую ориентацию, немедленно осознали принуждающую силу этих

эманаций. Они поняли, что все живые существа вынуждены пользоваться

эманациями орла, даже не зная, что они такое. Они также поняли, что

организмы построены для захвата некоторого диапазона этих эманаций, и

каждый вид имеет свой диапазон. Эти эманации оказывают большое давление на

организмы, и именно через это давление организмы и строят воспринимаемый

ими мир.

- В нашем случае бытия человеческих