видящий способен объяснять. Например, его благодетель, нагваль
Хулиан нимало не заботился об объяснениях, однако благодетель нагваля
Хулиана, нагваль Элиас, с которым дону Хуану посчастливилось встретиться,
заботился об этом. Из подробных и долгих объяснений нагваля Элиаса,
коротких и редких нагваля Хулиана и своего собственного видения дону Хуану
удалось понять и проверить эти истины.
Дон Хуан объяснил, что для того, чтобы наше первое внимание ввело в
фокус воспринимаемый нами мир, оно должно выделить некоторые эманации,
выбранные из узкой полосы эманаций, где расположено человеческое сознание.
Отброшенные эманации по-прежнему остаются в пределах нашей досягаемости,
однако в спящем состоянии, неизвестные нам всю нашу жизнь.
Новые видящие назвали выделенные эманации 'правой частью' (в
противоположность современным нейрофизиологам и психологам, для которых
правое полушарие, а следовательно, и правополушарное сознание - это
носитель неведомого; однако над правой стороной тела доминирует левое
полушарие
- Носитель речевого сознания 'нормальным сознанием', 'тоналем', 'этим
миром', 'известным', 'первым вниманием'. Средние люди называют это
реальностью, рациональностью, здравым смыслом.
Выделенные эманации составляют большую долю человеческой полосы
эманаций, однако очень малую часть всего спектра эманаций, присутствующих
в коконе человека. Эти отброшенные эманации внутри человеческой полосы
рассматриваются своего рода введением в неведомое, в то время как само
неведомое состоит из массы эманаций, не принадлежащих к человеческой
полосе и никогда не выделявшихся. Видящие называют их 'левосторонним
сознанием', 'нагвалем', 'другим миром', 'неведомым', 'вторым вниманием'.
- Этот процесс выделения некоторых эманаций, - продолжал дон Хуан. -
был открыт и практиковался древними видящими. Они поняли, что
нагваль-мужчина и нагваль-женщина благодаря тому, что имеют дополнительную
силу, могут сдвинуть предпочтение с обычных эманаций на соседние. Этот
сдвиг известен как удар нагваля.
Дон Хуан сказал, что этот сдвиг использовался древними видящими в
практических целях: держать в рабстве своих учеников. Этим ударом они
вводили своих учеников в состояние повышенного, острейшего и наиболее
впечатляемого внимания и, пока те были безнадежно податливыми, древние
обучали их странным ритуалам, которые превращали учеников в зловещих
людей, совершенно подобных своим учителям.
Новые видящие применяют ту же методику, но вместо того, чтобы
использовать ее для гнусных целей, они пользуются ею, чтобы вести своих
учеников при изучении человеческих возможностей.
Дон Хуан пояснил, что удар нагваля должен быть нанесен по нужному
месту, по точке сборки, положение которой слегка меняется от личности к
личности, и что этот удар может наносить только нагваль-видящий. Он
заверил, что бесполезно иметь силу нагваля и не видеть, так же как и
видеть, но не иметь крепости нагваля. В обоих случаях результатом будет
просто удар. Видящий может бить по нужному месту снова и снова, не имея
крепости, чтобы сдвинуть сознание, а невидящий нагваль не будет способен
ударить по нужному месту.
Он сказал также, что древние видящие открыли, что точка сборки
находится не в физическом теле, а в светящемся облачке, в самом коконе.
Нагваль находит это место по интенсивности свечения и, скорее, не ударяет,
а толкает его. Сила этого толчка создает вмятину на коконе, и это
ощущается как удар, удар по правой лопатке - выбивающий из легких весь
воздух.
- Бывают ли вмятины различных типов? - спросил я.
- Есть только два типа, - ответил он. - одни вогнутые, другие в виде
расщелины. Каждый тип вмятины дает свой эффект. Вогнутость - это временная
черта и дает временный сдвиг, а расщелина становится глубокой постоянной
чертой кокона и приводит к постоянному сдвигу.
Он объяснил, что обычно светящийся кокон, отвердевший под действием
самоотражения, не поддается удару нагваля, однако иногда кокон человека
оказывается очень податливым и малейшая сила может создать на нем
чашеобразное углубление размером от малой вмятины до трети всего кокона.
Он может создать даже расщелину, проходящую по всей ширине яйцеобразной
формы или же по его длине, что делает кокон закрученным в себе.
Некоторые