в отношении неорганических существ? - спросил я. - где у
них находится точка сборки?
- У некоторых их них она расположена в нижней части вместилища, -
ответил он. - такие существа очень отличны от людей, но близки растениям.
Другие имеют ее где-либо в верхней части вместилища - они близки людям и
другим органическим существам.
Он добавил, что древние видящие были убеждены, что у растений очень
интенсивно развито общение с неорганическими существами. Они полагали, что
чем ниже точка сборки, тем легче растениям преодолеть барьер восприятия: у
очень больших деревьев и у очень маленьких растений точка сборки
расположена очень низко в их коконах. Поэтому великое количество
колдовских ритуалов древних видящих было направлено на то, чтобы запрячь
сознание деревьев и маленьких растений и использовать их как проводник для
спуска в глубины темных областей, как они говорили.
- Ты понимаешь, конечно, - продолжал дон Хуан. - что когда они
думали, что спускаются в глубины, они фактически перемещали свою точку
сборки для сборки других воспринимаемых миров с теми семью великими
диапазонами.
Они доводили свое сознание до предела и собирали миры с пятью
великими диапазонами, доступными видящим только в том случае, если они
проходят опасную трансформацию.
- Но преуспели древние видящие в сборке этих миров? - спросил я.
- Да, преуспели, - сказал он. - в своем заблуждении они думали, что
достойно разбить все барьеры восприятия, если даже для этого нужно стать
деревом.
10. ПОЛОЖЕНИЕ ТОЧКИ СБОРКИ.
ИСКУССТВА СЛЕДОПЫТА, НАМЕРЕНИЯ И СНОВИДЕНИЯ
На следующий день, опять в сумерках, дон Хуан вошел в комнату, где мы
с Хенаро разговаривали. Он взял меня за руку и провел через весь дом на
задний дворик. Было уже темно. Мы начали ходить по крытому
коридору-веранде, окружавшему дворик.
Пока мы прогуливались так, дон Хуан сказал, что хочет предупредить
меня еще раз о том, что на пути знания очень легко потеряться в сложностях
и патологии. Он сказал, что видящие восстают против великих врагов,
способных разрушить их цель, замутить намерения и ослабить - против
врагов, возникающих на пути воина, а также против чувства лености,
праздности, самодовольства, являющихся неотъемлемой частью повседневного
мира.
Он добавил, что ошибки, совершенные древними видящими из-за чувства
лености, праздности и самодовольства, были так велики и непоправимы, что у
новых видящих не было другого выхода, как только осмеять и отвергнуть их
ритуалы.
Самое главное, что было необходимо новым видящим, - продолжал дон
Хуан. - это практические шаги по смещению своей точки сборки, ну а
поскольку у них таковых не было, то им пришлось начать с развития острого
интереса к видению света сознания, и в результате развились три типа
методик, которые стали краеугольным камнем обучения.
Дон Хуан сказал, что через эти три методики новые видящие совершили
чрезвычайные и трудные подвиги. Они преуспели в систематическом сдвиге
точки сборки с ее обычного положения. Он признал, что древние видящие тоже
совершили тот же подвиг, однако с помощью причудливых, вывернутых
манипуляций.
Он пояснил: то, что новые видящие увидели в свете сознания, привело к
последовательности, в которой они разместили истины древних относительно
сознания. Это известно, как 'искусство управления сознанием'. Начиная
отсюда, были развиты три системы методик. Первой является искусство
следопыта, второй - мастерство намерения, третьей - искусство сновидения.
Он подтвердил, что обучал меня всем этим трем системам с первого дня
нашего знакомства.
Он сказал, что обучал меня искусству управления сознанием двумя
путями, как и рекомендуют новые видящие. В своем учении для правой
стороны, которое он проводил в нормальном состоянии сознания, он достиг
двух целей: обучил меня пути воина и ослабил привязанность точки сборки к
ее нормальному положению. В учении для левой стороны, которое проводилось
в состоянии повышенного сознания, достигнуты тоже две цели: он заставил
мою точку сборки сдвигаться в такое число позиций, какое я смог выдержать,
а также дал длинную серию объяснений.
Дон Хуан остановился и пристально посмотрел на меня. Последовало
напряженное молчание, а затем он начал беседу об искусстве