поэтому до тех
пор, пока человек не начнет изучать себя со знанием этого деления, он
никогда не сможет прийти к правильному пониманию своих функций или реакций.
Сон человека и отсутствие в нем единства создают другую очень важную
характеристику, а именно -- полную механичность человека. Человек в этом
состоянии, человек 1, 2 и 3, является
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
машиной, управляемой внешними влияниями; он не имеет возможности
сопротивляться этим влияниям, ни возможности различать их друг от друга, ни
возможности изучать себя отдельно от них. Он видит себя всегда в движении и
имеет давно установившуюся и очень сильную иллюзию о том, что он свободен
идти, куда хочет, что он может двигаться согласно своему желанию, что может
идти направо или налево. Он не может делать этого;
если он движется направо, это означает, что он не может двигаться
налево. 'Воля' -- совершенно ошибочное понятие; ее не существует. Воля может
существовать только в человеке, который имеет одно управляющее 'я'. Но до
тех пор, пока он имеет много различных 'я', которые не знают друг друга, он
имеет точно так же много различных воль; каждое 'я' имеет свою собственную
волю, не может быть одного 'я' или одной воли. Но человек может прийти к
состоянию, когда он приобретает управляющее 'я' и волю. Он может достичь
этого состояния только путем развития сознания. Это элементарные принципы
настоящей системы.
* * *
Теперь я хочу сказать еще одну вещь. Мы начинаем с психологии --
изучения самого себя, человеческой машины, состоянии сознания, методов
исправления и т. д.; но в то же самое время важной частью системы являются
доктрины общих законов мира, ибо мы не можем понять даже самих себя, если не
знаем некоторых основных законов, которые находятся над всем. Обычное
научное знание недостаточно для этого, так как именно такие важные вопросы,
как отсутствие самовоспоминания, были пропущены в психологии; поэтому наша
наука либо забыла, либо никогда не знала основных законов, на которых все
основано.
Как я сказал, все вещи в мире, большие и малые, любого масштаба,
основаны на двух основных законах, которые в настоящей системе именуются
Законом Трех и Законом Семи. Закон Трех в кратком описании означает, что в
каждое проявление, в каждое явление и в каждое событие входят три силы. Они
называются (но это только слова, так как они не выражают их качеств)
положительной, отрицательной и нейтрализующей, или активной, пассивной и
нейтрализующей, или, еще более просто, они могут быть названы первой силой,
второй силой и третьей силой. Эти три силы входят во все. Во многих случаях
мы понимаем необходимость двух сил, -- что одна сила не может создать
действия, что имеется действие и сопротивление. Но обычно мы не сознаем
третьей силы. Это связано с состоянием нашего бытия, состоянием нашего
сознания. В другом состоянии мы знали бы о ней по многим
ГЛАВА I
29
примерам, нежели теперь, когда не видим ее. Иногда мы можем найти
примеры третьей силы в обычном научном исследовании, например, в химии и в
биологии можем найти необходимость третьей силы в создании событий и
явлений.
Мы начинаем с изучения психологии. Позднее мы скажем больше о трех
силах и сможем найти несколько примеров их взаимодействия. Но лучше быть
подготовленным и привыкнуть теперь к идее о необходимости изучения этих трех
сил.
Закон Семи тоже должен быть кратко описан. Он имеет в виду то, что ни
один процесс в мире не происходит без перерывов. Чтобы проиллюстрировать эту
идею, давайте возьмем некоторый период деятельности, в котором вибрации
увеличиваются; допустим, что они начались при 1000 вибрациях в секунду и
увеличились до 2000 вибраций в секунду. Этот период именуется октавой, ибо
этот закон был применен в музыке, а период был разделен на семь нот и
повторение первой ноты. Октава, особенно мажорная октава, является на самом
деле картиной или формулой космического закона, ибо в космических
аранжировках в пределах одной октавы имеются два момента, когда вибрации
ослабевают сами собой. Вибрации не развиваются постоянно. В мажорной октаве
это показано отсутствием полутонов; вот почему нам говорят, что это картина
космического закона, но этот закон не имеет никакого отношения к музыке.
Причиной, почему