по мере того, как человек сквозь
весь эмбриональный и детский период постепенно обретает свою человеческую
форму - выражение Я-организации. При превращении белка, которое лежит в
основе этого процесса отделяются чужие астральные и эфирные силы этой
белковой субстанциии; затем белок проходит через неорганическое состояние;
при этом он должен становиться жидким. В этом состоянии он должен быть
воспринят Я-организацией, действующей в тепле, и направлен к собственному
человеческому эфирному телу. Он становится человеческим белком. До
превращения в костную субстанцию перед ним еще долгий путь.
Необходимо, чтобы после своего превращения в человеческий белок он
приобрел способность воспринимать и преобразовывать углекислый и
фосфорнокислый кальций и т.п. Для этого ему нужно пройти некоторую
промежуточную ступень. Он должен попасть под влияние газообразного элемента.
Именно воздухообразное вносит в белок продукт превращения углеводов. Тем
самым возникают субстанции, становящиеся основой для отдельных
органообразований. Здесь мы имеем дело не с готовыми субстанциями
определенных органов, к примеру, не субстанциями печени или костей, но с
некоторой более общей субстанцией, из которой, в принципе, могут быть
сформированы все отдельные органы тела. В формировании законченного облика
органов действует Я-организация. В указанной еще недифференцированной
органо-субстанции действует астральное тело. У животного астральное тело
само занимается и формированием законченных обликов органов; у человека же
эта деятельность астрального тела, а вместе с ней и животная природа вообще,
остается лишь общим фоном, на котором разворачивается деятельность
Я-организации. Становление животным у человека не доводится до конца; на
определенном пункте своего пути оно прерывается и замещается благодаря
Я-организации чисто человеческим становлением.
Эта Я-организация живет целиком и полностью в различных степенях
элемента тепла. Она как бы вынимает отдельные органы человека из общего
астрального человеческого существа. При этом Я-организация так действует на
общую, предоставленную астральным телом субстанцию, что повышает или
понижает состояние тепла прорабатываемого ею органа.
Если она его понижает, то начинается процесс отвердения, и в эту общую
субстанцию включаются неорганические субстанции - тогда перед нами основа
формирования костей. Включаемые при этом субстанции суть соли.
Если же она его повышает, тогда формируются органы, чьи функции состоят
в растворении органического, в переносе этого растворенного в жидкое или
газообразное состояние.
Допустим, что Я-организация не находит в организме достаточно тепла для
того, чтобы повышать уровень теплоты, необходимый для данных органов. Тогда
органы, которые должны заниматься в организме растворением, оказываются
отклонены к деятельности отвердения. Они обретают болезнетворную тенденцию,
- ту тенденцию, которая на своем месте, в костях, является здоровой.
Далее, - когда Я-организация уже сформировала кость, то она становится
органом, отпущенным Я-организацией из ее собственной [ ]области.
Кость тогда находится в состоянии, при котором Я-организация уже не
охватывает ее изнутри, но пользуется ею извне. Кость тогда выводится из
области роста и строительства организма и слу[ ]жит Я-организации
уже только механически для осуществления телесных движений. Лишь малая
часть, остаток внутренней деятельности Я-организации продолжает пронизывать
кость в течение всей дальнейшей жизни, потому что она все-таки остается
структурным членом организма и не должна совсем выпадать из сферы живого.
Органами, которые по указанным причинам могут переходить к формирующей
деятельности, схожей с той, что происходит в костях, - являются кровеносные
сосуды. В них тогда наступает так называемое обызвествление (склероз). То
есть Я-организация некоторым образом изгоняется из этой органосистемы.