никаких
умозрений о взаимодействии между природой и духом. Но мы хотим погрузиться в
глубины нашего собственного существа, чтобы найти там те элементы, которые
нам удалось спасти при нашем бегстве из мира природы. Исследование нашего
существа должно дать нам решение загадки. Мы должны прийти к той точке, где
мы можем сказать себе: здесь мы уже не одно только 'Я', здесь лежит нечто
большее, чем 'Я'. Я заранее готов к тому, что, дочитав до этого места, иные
найдут мои рассуждения не отвечающими 'современному уровню науки'. Я могу им
только возразить, что до сих пор я хотел иметь дело не с какими-нибудь
научными данными, а с простым описанием того, что переживает каждый в своем
собственном сознании. Если при этом и попадались отдельные фразы о попытках
примирения сознания с миром, то единственно с целью сделать более ясными
факты как таковые. Оттого-то я и не придавал особого значения тому, чтобы
употреблять отдельные выражения, как-то 'Я', 'дух', 'мир', 'природа' и т. д.
в том точном смысле, как это принято в психологии и философии. Повседневное
сознание не знает резких разделений, принятых в науке, а до сих пор дело шло
лишь об описании повседневного фактического положения вещей. Для меня важно
не то, как наука до сих пор интерпретировала сознание, а то, как оно
ежечасно живет.
III. МЫШЛЕНИЕ НА СЛУЖБЕ У МИРОПОНИМАНИЯ
Когда я наблюдаю, как бильярдный шар, получив толчок, передает свое
движение другому шару, то я не оказываю никакого влияния на ход этого
наблюдаемого процесса. Направление движения и скорость второго шара
обусловлены направлением и скоростью первого. Пока я ограничиваюсь простой
ролью наблюдателя, я лишь тогда в состоянии сказать что-либо о движении
второго шара, когда оно наступило. Иначе обстоит дело, когда я начинаю
размышлять о содержании моего наблюдения. Мое размышление имеет целью
образовать понятия о процессе. Я привожу понятие упругого шара в связь с
некоторыми другими понятиями механики и принимаю во внимание особые
обстоятельства, влияющие в данном случае. К процессу, совершающемуся без
моего участия, я пытаюсь добавить второй, происходящий в сфере понятий.
Последний зависит от меня. Это обнаруживается в том, что я могу ограничиться
одним только наблюдением и отказаться от всякого поиска понятий, если не
имею в этом потребности. Но поскольку такая потребность существует, то я
успокаиваюсь лишь тогда, когда привожу понятия шара, упругости, движения,
толчка, скорости и т. д. в определенную связь с наблюдаемым процессом. И
если достоверно то, что механический процесс совершается независимо от меня,
то столь же достоверно и то, что понятийный процесс не может произойти без
моего содействия.
Действительно ли эта моя деятельность является следствием моего
самостоятельного существа, или же правы современные физиологи, утверждающие,
что мы не можем мыслить, как хотим, а должны мыслить, как это определяют
наличествующие в нашем сознании мысли и сочетания мыслей (ср. Циген,
'Руководство по физиологической психологии'), - это станет предметом
дальнейшего рассмотрения. Пока же мы собираемся лишь установить тот факт,
что мы чувствуем себя постоянно вынужденными подыскивать к данным нам без
нашего содействия предметам и процессам понятия и сочетания понятий, стоящие
в определенном отношении к ним. Является ли эта деятельность на самом деле
нашей деятельностью, или мы выполняем ее по неотвратимой необходимости, это
мы пока оставим в стороне. Бесспорно то, что на первый взгляд она нам
является как наша. Мы знаем совершенно точно, что вместе с предметами нам не
сразу бывают даны их понятия. Что я сам являюсь деятельным участником, это
может покоиться на видимости; во всяком случае непосредственному наблюдению
дело представляется именно так. Вопрос в следующем: что выигрываем мы,
подыскивая к некоему процессу понятийный эквивалент?
Существует глубокое различие между тем, как относятся для меня друг к
другу части какого-нибудь процесса до и после нахождения соответствующих
понятий. Простое наблюдение может проследить отдельные части данного
процесса в их течении; но связь их останется темной до привлечения на помощь
понятий. Я вижу, как первый бильярдный шар движется в известном направлении
и с известной скоростью навстречу второму; что произойдет после их
столкновения,