из виду, мы уже узнали выше (ср. стр. 502). Она заключается в
том, что мы обращаем наше внимание только на предмет, о котором мы думаем, а
не одновременно и на мышление. Наивное сознание поэтому трактует мышление
как нечто, не имеющее ничего общего с вещами, но стоящее совершенно в
стороне от них и размышляющее о мире. Картина явлений мира, набрасываемая
мыслителем, считается не чем-то, принадлежащим к вещам, а существующим
только в голове человека; мир завершен и без этой картины. Мир совершенно
закончен во всех своих субстанциях и силах, и картину этого-то законченного
мира набрасывает человек. Тех, кто так думает, нужно только спросить: по
какому праву вы объявляете мир законченным без мышления? Не производит ли
мир с одинаковой необходимостью мышление в голове человека, как цветок у
растения? Посадите семя в землю, и оно распустится корнем и стеблем. Оно
покроется листьями и цветами. Противопоставьте растение вам самим. Оно
соединится в вашей душе с определенным понятием. Почему это понятие менее
принадлежит к целому растению, чем лист и цветок? Вы скажете: листья и цветы
существуют без воспринимающего субъекта, понятие же появляется только тогда,
когда человек противопоставляет себя растению. Отлично. Но и сами цветы и
листья возникают у растения только тогда, когда налицо земля, в которую
может быть положено семя, когда налицо свет и воздух, в которых могут
распускаться листья и цветы. Именно так возникает и понятие растения, когда
к растению подступается мыслящее сознание.
Совершенно произвольным было бы считать сумму того, что мы узнаем о
вещи посредством простого восприятия, за законченное целое, а то, что
предстает посредством мыслящего рассмотрения, - за что-то привходящее и не
имеющее ничего общего с самой вещью. Если я получу сегодня бутон розы, то
образ, представляющийся моему восприятию, лишь на первый взгляд скажется
законченным в себе. Если я опущу бутон в воду, то завтра я получу совершенно
другой образ моего объекта. Если я не буду спускать глаз с этого бутона
розы, то я увижу, как сегодняшнее состояние будет непрерывно переходить в
завтрашнее через бесчисленные промежуточные ступени. Образ, представляющийся
мне в определенный момент, есть только случайный отрезок из находящегося в
постоянном становлении предмета. Если я не опущу бутона в воду, то он не
разовьет целого ряда состояний, заложенных в нем как возможности. Точно так
же завтра мне могут помешать наблюдать цветок, и я получу вследствие этого
несовершенный его образ.
Мнение, которое заявило бы об одном представшем в определенный момент
образе - это есть вещь, было бы мнением, совершенно не отвечающим сути дела
и покоящимся на случайностях.
Столь же несостоятельным было бы объявлять вещью, и сумму воспринятых
признаков. Вполне возможно, что какой-нибудь дух мог бы одновременно и
нераздельно с восприятием получить также и понятие. Такому духу вовсе не
пришло бы на ум рассматривать понятие как что-то не принадлежащее к вещи. Он
должен был бы приписать ему существование, нераздельно связанное с вещью.
Я поясню это следующим примером: если я брошу в воздух камень в
горизонтальном направлении, то я увижу его последовательно в различных
местах. Я соединяю эти места в одну линию. В математике я знакомлюсь с
различными формами линий, в том числе и с параболой. Я знаю параболу как
линию, которая возникает, когда точка движется некоторым закономерным
образом. Если я исследую условия, в которых движется брошенный камень, то я
найду линию его движения тождественной с той, которую я знаю как параболу.
То, что камень движется именно параболически, является следствием данных
условий и с необходимостью следует из них. Форма параболы так же принадлежит
к целому явлению, как и все другое, подлежащее в нем рассмотрению.
Упомянутом выше духу, которому не пришлось бы избирать окольного пути
мышления, была бы дана не только сумма зрительных ощущений в различных
местах, но нераздельно от явления также и параболическая форма полета,
которую мы только посредством мышления присовокупляем к явлению.
Не в предметах лежит причина того, что они даются нам поначалу без
соответствующих понятий, а в нашей духовной организации. Все наше существо в
целом функционирует таким образом, что в отношении каждого