реализм. Этот последний допускает существование 'вещей в
себе', но считает, что сознание никоим образом не может иметь дело с ними в
непосредственном переживании. Они способствуют тому, что по ту сторону
человеческого сознания и на недоступный сознанию лад в последнем возникают
объекты сознания. К этим 'вещам в себе' можно прийти только посредством
умозаключения от исключительно переживаемого - но всего-навсего в
представлении - содержания сознания. И вот же Эдуард фон Гартман утверждает
в упомянутой статье, что 'теоретико-познавательный монизм', как он понимает
мою точку зрения, должен в действительности стать на одну из этих трех точек
зрения, и что он, мол, избегает этого только потому, что не делает
фактических выводов из своих предпосылок. Далее в статье говорится: 'Когда
хотят узнать, на какой теоретико-познавательной точке зрения стоит мнимый
теоретико-познавательный монист, то надо лишь предложить ему несколько
вопросов и вынудить его ответить на них. Ибо сам по себе он никогда не
согласится высказаться на эти темы и даже постарается всячески уклониться от
ответа на прямые вопросы, потому что каждый ответ упраздняет его притязание
на теоретико-познавательный монизм как на отличную от трех указанных точку
зрения. Это суть следующие вопросы: 1) Пребывают ли вещи непрерывно или
прерывно? Если ответ будет гласить, что они непрерывны, то мы имеем дело с
какой-либо формой наивного реализма. Если он гласит, что они прерывны, то
налицо трансцендентальный идеализм. Если же он гласит, что они с одной
стороны (как содержание абсолютного сознания, или как бессознательные
представления, или как возможности восприятия) непрерывны, с другой же (как
содержания ограниченного сознания) прерывны, то можно констатировать
трансцендентальный реализм. 2) Когда трое сидят за столом, сколько
экземпляров стола налицо? Кто ответит: один - тот наивный реалист; кто
ответит: три - тот трансцендентальный идеалист; но кто ответит: четыре - тот
трансцендентальный реалист. Конечно, при этом предполагается, что можно было
бы под общим обозначением 'экземпляры стола' соединить в трех сознаниях
нечто столь разнородное, как один стол в качестве 'вещи в себе' и три стола
в качестве объектов восприятия. Кому это покажется чрезмерной вольностью,
тот должен будет ответить не 'четыре', а 'один и три'. 3) Когда две персоны
находятся в одной комнате, сколько экземпляров этих персон налицо? Кто
ответит: два - тот наивный реалист; кто ответит: четыре (а именно, в каждом
из обоих сознаний по два Я: свое и другое) - тот трансцендентальный
идеалист; но кто ответит: шесть (а именно, две персоны как вещи в себе и
четыре объекта представлений персон в двух сознаниях) - тот
трансцендентальный реалист. Если бы кто-нибудь захотел представить
теоретико-познавательный монизм как нечто отличное от этих трех точек
зрения, то ему пришлось бы дать на каждый из приведенных трех вопросов
другие ответы. Но я не знаю, как они могли бы гласить'. Ответы 'Философии
свободы' должны были бы гласить так: 1) Кто учитывает в вещах только
содержания восприятий и принимает их за действительность, тот наивный
реалист, не отдающий себе отчета в том, что эти содержания восприятий он,
собственно говоря, вправе считать существующими только до тех пор, пока он
смотрит на вещи, и что он, следовательно, должен был бы мыслить прерывным
то, что он имеет перед собой. Но как только ему становится ясным, что
действительность присутствует лишь в осмысленном восприятии, его осеняет,
что оказывающееся прерывным содержание восприятия, после того как оно
проработано мышлением, обнаруживает себя непрерывным. Итак, усвоенное
переживаемым мышлением содержание восприятия следует считать непрерывным; но
то в нем, что только воспринимается, должно было бы мыслиться прерывным,
будь оно - что, конечно же, не так - и в самом деле действительным. 2) Когда
трое сидят за столом, сколько экземпляров стола налицо? Налицо только один
стол; но пока эти трое пожелали бы оставаться при своих образах восприятия,
им пришлось бы сказать: эти образы восприятия вообще не являются
действительностью. Стоит им, однако, перейти к усвоенному их мышлением
столу, как они обнаруживают единую действительность стола; они соединены в
этой действительности