8.11; Ориген. Против Цельса. 1,55.
133 Гадание осуществлялось по их поведению, полету или
появлению в определенном секторе неба. Рим, например, был основан на
Палатине после гадания, во время которого Ромул увидел в своем секторе неба
12 коршунов, Рем же (желавший основать город на Авентине) --лишь шесть. См.:
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ромул, IX.
134 Изида, Осирис, Тифон (Сетх) -- персонажи египетского
календарного мифа, имевшего в первые века нашей эры необычайную
популярность. В I--II вв. даже сложилась синкретическая религия Изиды и
Осириса, распространившаяся по большей части Средиземноморья. Истолкованию
основополагающего для этой религии сюжета посвящен трактат Плутарха 'Об
Изиде'. Корабль -- один из необходимых элементов священных шествий в честь
Изиды. Описание его см. у Апулея ('Метаморфозы', X, 16).
(стр.265)
135 Абидос -- город в Верхнем Египте, один из центров культа
Изиды и Осириса.
136 Выше перечислены некоторые образы из египетских
космогонии. Ил -- хаотическое состояние мира, из которого поднимается
первобытный холм, или лотос, в свою очередь порождающий бога Солнца.
Последний путешествует на священном корабле по небесам, освещая мир и
управляя им.
137 Имеются в виду так называемые герметические имена типа
'Оаменофи', 'Эндомух', 'Абраксас' и другие, связанные с магией звучания, а
также с числовыми значениями входящих в них букв. Часто использовались при
молитвах и заговорах.
138 В то время египтяне и халдеи ('ассирийцы') почитались за
древнейшие народы и к тому же за носителей первых откровений.
139 Селевк--легендарный египетский пророк.
Манефон -- египетский жрец, приближенный ко двору Птолемеев,
составивший в первой половине III в. до н. э. 'Историю Египта' и написавший
ряд других трудов на греческом языке.
140 Автор демонстрирует один из способов понимания высших
уровней неоплатонической иерархии. Мы обнаруживаем триаду: Единое--Парадигма
Родительства--Ум. Опосредование отношения между Единым и Умом занимало
неоплатоников начиная с Порфирия. Поскольку же их связь можно
проинтерпретировать через отношение порождения, автором вводится то, что мы
назвали 'Парадигмой Родительства'. Возможно, на такое понимание высших
уровней неоплатонической иерархии оказала влияние метафизика герметических
трактатов.
(стр.265)
141 Среди называемых автором богов встречаются и
собственно-египетские (Аммон, Птах--Фта, Осирис), и герметические (Эмеф,
Эйкон).
142 'Четыре мужских' и 'четыре женские' силы--это
божественные пары, символизировавшие, согласно гермопольской космогонии,
Хаос: Нун и Наунет (Хаос), Ху и Хаухет (Бесконечность), Кук и Каукет (Мрак),
Амон и Амаунет (Безвидность).
143 Т. е. небесные сферы.
144 Херемон -- один из поздних, стоически ориентированных
толкователей мистерий (I в.). 'Во время путешествия префекта Элия Галла в
Верхний Египет его сопровождал какой-то человек из Александрии по имени
Херемон, который приписывал себе знание подобного рода вещей, но его обычно
высмеивали как хвастуна и невежду' (Страбон. География, XVII, I, 29).
145 Перечисляются астрологические термины.
146 Салмесхиниаки -- город в Египте, где, как и в Абидосе,
при храме находилось хранилище 'Анналов Тота'--рукописей герметического
содержания.
147 Здесь воспроизводится идея Нумения из Апамеи (2-я
половина II в. н. э.), который трактовал своего 'второго бога' как Ум,
имеющий двойственный характер. Он одновременно направлен и к 'первому богу',
будучи в этой своей ипостаси неделимым, и к Космосу, подразделяясь в
соответствии со сферами последнего. Известно, что с Нумением по этому
вопросу полемизировал Плотин.
148 Царь Аммон -- египетский фараон из Саисской династии.
Согласно Манефону (4,21,24) --это известный эллинам фараон Амасис II (правил
в 569--526 гг. до н. э.), в прошлом египетский военачальник. О нем и о его
(стр.267)
интересе