свои условия. 'Хорошо, - сказал он, - я вижу, что вы
любите друг друга, но пусть нас рассудит жребий. Я думаю это будет
справедливо. Согласен?'. 'Согласен'. 'Ну что-ж, тогда мы так и поступим. Я
положу в мешок два камня - черный и белый. Если ты вытянешь белый, то
женишься на моей дочери и, более того, получишь значительную часть моего
состояния. Но если в твоей руке окажется черный камень, тебя ожидает
смерть'.
В назначенный час они встретились. Однако вскоре то, что заметил юноша,
заставило его в ужасе содрогнуться - оба камня, предназначенные для жребия,
оказались черными. Но купец действовал настолько ловко и быстро, что никто
из присутствующих в качестве свидетелей не обнаружил ничего подозрительного.
Мастер выдержал паузу.
- А теперь представь себе, что этот юноша - ты.
- Я в тупике, Мастер. Что мне делать?
- Думать.
- Я, пожалуй, уличу его в подмене. Это же подлог!
- Он принесет свои извинения. Ошибся, с кем не бывает. И поменяет
камень. Неплохой вариант. Твои шансы поднимутся с нуля до пятидесяти. А как
ты отнесешься к тому если я тебе скажу, что та ситуация, в которой ты
оказался, является выигрышной для тебя на все сто процентов?
- Что вы имеете ввиду, Мастер?
- А то, что ничего в ней не меняя и все оставляя как есть, ты
преспокойно можешь получить свою возлюбленную в качестве жены, а заодно и
львиную долю всех богатств ее отца.
- Но каким образом?! Если я не выведу мошенников на чистую воду и не
предприму никаких действий, то какой бы камень я не вытащил, я вытащу свое
поражение!
- Ну, хорошо. Если ты окончательно почувствовал себя в тупике, давай
рассмотрим еще одну возможность. Прекрасно зная о том, что в мешочке
находятся оба черных камня, ты не долго думая, хватаешь любой и тут же как
бы нечаянно бросаешь его на землю. 'Ах как жалко - растерянно сокрушаешься
ты, - я обронил свой камешек. Что же теперь делать?'. Но тут тебе 'вдруг'
приходит мысль о том, как можно исправить сложившееся положение. 'Постойте,
постойте, ведь мы можем узнать, какого цвета он был, судя по цвету того
который остался в мешке!' Купцу ничего не остается как продемонстрировать
содержимое мешка. 'Вот видите, - заключаешь ты, - остался черный камень.
Значит я вынул белый'. С таким очевидным доводом нельзя не согласиться, и ты
выигрываешь свой жребий.
- Э, да это совсем просто!
- Конечно, просто, но почему ты не решил задачу?
- Я думал...
- Линейно.
- Что?
- Ты думал линейно, то есть обыденно, стандартно, завязанный на
шаблонах сковывающей тебя логики. Хотя этот пример вовсе не о логике и не о
том, какие нехорошие люди встречаются на этом свете. Положение, в котором
оказался наш бедный юноша, называется Двойным зажимом, или Двойным замком.
Это такая ситуация, в которой любое твое действие все равно приводит тебя к
проигрышу. И наша жизнь сплошь и радом наполнена двойными зажимами. Довольно
часто они возникают семейных отношениях, порождаемые намеренно и
неосознанно, что, впрочем, не составляет разницы в отношении последствий,
которые нередко заканчиваются трагически.
Рассмотрим характерный бытовой случай, когда мать заявляет ребенку 'я
люблю тебя', но при этом хмурит брови. И ребенок не может понять, чему
верить - реплике матери или тому, что изображает ее лицо. Он буквально
оказывается зажатым между ее словами и поведением, и его психика, пребывая в
таком тупике, подвергается серьезной опасности. Он не знает, как
реагировать, при том, что не реагировать не может.
То положение, в котором оказался Буриданов осел, в какой-то степени
также является разновидностью двойного замка, помнишь, как несчастное
животное, оказавшись между двумя одинаковыми стогами сена, не смогло
выбрать, с какого начать поедание, и скончалось с голоду? А теперь обрати
внимание, сколь часто мы сами оказываемся в подобных испытаниях и