Хаос или трансформация
В исследовании, из которого выросла 'Чаша и Клинок', широко применялось
то, что социологи называют поведенческим анализом. Это не просто изучение
того, что было, есть или может быть, но также и размышления, как мы можем
наиболее эффективно повлиять на культурную эволюцию. Дальнейшая часть
введения предназначена в первую очередь для читателя, который хотел бы
побольше узнать о самом исследовании, остальные читатели могут прямо перейти
к главе I, чтобы, возможно, вернуться к этому разделу позднее.
До сих пор большинство исследований культурной эволюции
сосредотачивались прежде всего на поступательном движении от более простых к
более сложным уровням технологического и социального развития. Особое
внимание уделялось радикальным технологическим сдвигам, таким как
изобретение земледелия, индустриальная революция или, совсем недавно,
переход к постиндустриальной или ядерно-электронной эре. Этот аспект
развития безусловно имеет важные социальные и экономические последствия,
однако он все равно остается лишь частью человеческой истории.
Другую часть истории составляет иной тип движения: сдвиги в социальной
организации либо к модели партнерства, либо к модели господства. Как уже
указывалось, центральный тезис теории культурной! эволюции весьма неодинаков
в обществах партнерства и в обществах господства.
Эта теория частично основана на важном различении, которое далеко не
всегда учитывается. Дело в том, что термин 'эволюция' имеет два значения.
В-научном употреблении он характеризует биологическую и, в расширительном
смысле, культурную историю видов живых существ. Однако эволюция
употребляется также и в оценочном смысле, как синоним прогресса: движения от
низших к высшим уровням.
На самом деле, даже технологическая эволюция не была прямым
поступательным движением от низших к высшим уровням. Скорее, это был
процесс, отмеченный масштабными отступлениями, как греческий Темный век или
средние века . Тем не менее, похоже, что доминантой процесса всегда
оставалось стремление к большей технологической и социальной. сложности.
Можно также отметить и стремление человека к высшим целям: истине, красоте и
справедливости. Однако варварство, жестокость и воинственность, которые
отличают зафиксированную историю, слишком явно демонстрируют, что и к этим
целям движение не шло по прямой. Как показывают факты, которые мы
проанализируем ниже, и здесь тоже. можно говорить о масштабных регрессиях.
Собирая факты, составляя таблицы, проводя эксперименты, занимаясь
социальной динамикой, я смогла свести воедино открытия и теории социальных и
естественных наук, касающиеся самых разных областей. Два источника оказались
наиболее полезными: недавние труды феминисток и новые научные представления
о динамике изменений.
Представления о том, как формируются, живут и изменяются системы,
быстро распространяются и утверждаются в самых различных отраслях науки.
Этому способствуют, в частности, работы таких ученых, как нобелевский
лауреат Илья Пригожин и Изабель Стенджерс - в химии и общей теории систем,
Роберт. Шоу и Маршалл Фейгенбаум - в физике, Умберто Матурана и Франсииско
Варела - в биологии . Возникающая теория и соответствующие ей факты иногда
отождествляются с понятием 'новой физики', популяризированным такими
книгами, как 'Дао физики' и 'Поворотный пункт' Фритьофа Капра. Ее называют
иногда также теорией 'хаоса', поскольку, в первый раз в истории науки, она
сосредоточивает внимание на внезапных и фундаментальных изменениях -
изменениях того рода, которые наш мир начинает ощущать на себе все сильнее.
Особый интерес представляют новые работы, посвященные эволюционным
изменениям в биологии и палеонтологии, принадлежащие таким ученым, как
Вильмош Чаньи, Найло Элдредж, Стивен Джой Гоулд, а также публикации Эриха
Янча, Эрвина Ласло, Дэвида Лои о значении теории 'хаоса' для культурной