опирался на мощную армию.
'Развитие письменности вело к утверждению первой бюрократии, о чем
свидетельствуют таблички, написанные линейным письмом А, - говорит Плейтон,
комментируя затем то, как государственные доходы от растущего богатства
острова разумно использовались для улучшения жилищных условий, которые, даже
по Западным меркам, были необычайно 'современны'. - Все городские центры
имели прекрасные дренажные системы, санитарные очистные сооружения и
удобства в домах'. И добавляет, что на 'минойском Крите несомненно велись
обширные общественные работы, оплачиваемые царской казной. Хотя на сегодня
раскопано немного, находки говорят сами за себя: мощеные дороги, сторожевые
посты, придорожные укрытия, водопровод, фонтаны, резервуары и т.д. Есть
свидетельства широких ирригационных работ с сетью каналов для подачи и
распределения воды'.
Несмотря на частые землетрясения, которые полностью разрушили старые
дворцы и дважды прерывали развитие новых дворцовых центров, критская
дворцовая архитектура не знает себе равных. Эти дворцы-скорее изысканные
произведения искусства, услада для глаз, нежели памятники власти и
могущества, характерные для Шумера, Египта, Рима и других воинственных
обществ с мужским господством.
В критских дворцах были широкие дворы, величественные фасады, а сотни
комнат образовывали 'лабиринты', ставшие расхожим словом в греческих
легендах о Крите. В этих зданиях-лабиринтах было множество жилых комнат,
несимметрично расположенных в несколько этажей, на различной высоте вокруг
центрального двора. Существовали специальные помещения для религиозных
обрядов. Придворные имели собственные апартаменты во дворце или занимали
привлекательные дома по соседству. Для обслуги также были комнаты во дворце.
Длинные анфилады складских помещений, соединенные коридорами, использовались
для хранения запасов еды и сокровищ. А в обширных залах с рядами элегантных
колонн проходили аудиенции, приемы, банкеты и собрания совета.
Важной чертой минойской архитектуры были сады. Большое внимание
уделялось естественному освещению, жилищным удобствам и, возможно, в первую
очередь деталям отделки, красоте. 'Использовались и местные, и привозные
материалы, - пишет Плейтон. - Все было тщательно продумано: гипсовые и
туфовые колонны и плиты, прекрасно спроектированные фасады, стены, световые
колодцы и внутренние дворики... Стены были покрыты штукатуркой и расписаны
фресками или облицованы мрамором... Живопись часто украшала и потолки, и
пол, даже в загородных домах, виллах и простых домах горожан... Изображались
в основном морские и земные животные и растения, религиозные церемонии,
развлечения двора и простых людей. Над всем царил культ природы'.
Уникальная цивилизация
Большой Кносский дворец, известный своей величественной каменной
лестницей, портиками с колоннами и великолепными парадными залами, также
типичен для минойской культуры. Акцент скорее на эстетичность, нежели на
монументальность в оформлении тронного зала и царских апартаментов,
выражает, возможно, то, что историк культуры Джакетта Хоукс называет
'женским духом' критской архитектуры.
Кносс, который мог насчитывать сотню тысяч жителей, был связан с южным
побережьем прекрасной мощеной дорогой, первой дорогой такого рода в Европе,
Его улицы, как и улицы других дворцовых центров, Маллии и Феста, были
вымощены и застроены аккуратными двух-, трехэтажными домами, с плоскими
крышами, иногда с летней пристройкой, в которой можно было спать теплыми
летними ночами.
Хоукс описывает города, окружающие дворцы, как 'хорошо приспособленные
для цивилизованной жизни', а Плейтон характеризует 'частную жизнь' этого
периода, как 'достигшую высокой степени утонченности и комфорта'. 'Дома были
хорошо оборудованы, отвечая всем практическим нуждам, а вокруг них была
создана привлекательная среда. Минойцы были близки к природе, и их