предполагает, что прямохождение, освободившее руки,
было связано не с охотой, а с необходимостью собирать и переносить пищу,
чтобы поделиться ею и сохранить. Более того, толчком к развитию большего по
объему и продуктивности мозга, к его использованию при изготовлении орудий,
усвоении и обмена информацией было не объединение мужчин, необходимое для
убийства, а, скорее, объединение матерей и детей, без которого невозможно
выживание потомства. Согласно этой теории, первыми принадлежностями
материальной культуры древнего человечества было не оружие, а емкости для
переноса еды и младенцев, а также орудия, используемые матерями для
размягчения растительной пищи, - детям нужны были и материнское молоко, и
твердая пища.
Эта теория больше сообразуется с тем, что приматы, как и самые
примитивные племена, жили в основном собирательством, а не охотой. Она также
не противоречит свидетельствам, показывающим, что мясо составляло, лишь
небольшую часть питания приматов, гоминидов и ранних людей. Она
подтверждается еще и тем, что, в отличие от птиц и других видов, у Приматов
только матери делятся едой со своими малышами. И первые орудия появляются у
них не для убийства, но для собирания и, переноса еды. И, как показали
современные исследования поведения шимпанзе, женские особи используют эти
орудия чаще.
Итак, пишет Теннер, 'женщина-собиратель', а не 'мужчина-охотник',
очевидно, играла наиболее существенную роль в эволюции человеческого вида.
'Потомство матерей, достаточно умных, чтобы найти, собрать, приготовить пищу
и накормить детей, имело больше шансов победить в естественном отборе, -
замечает Теннер. - Среди этих выживших детей, у тех, кто более был в
состоянии научиться тому, что умели матери, и пойти дальше, и у тех, кто,
подобно своим матерям, был готов поделиться пищей, в свою очередь рождались
дети, способные прожить достаточно долго, чтобы произвести потомство'. 'Вряд
ли, - продолжает она, - орудия использовались для убийства животных,
поскольку добыча была небольшой и беззащитной, и ее можно было поймать и
убить голыми руками'. Более того, 'вполне вероятно, что именно женщины со
своим потомством изобрели новую технику собирательства'. Предпосылкой для
этого являлись не только орудия, но и прямохождение, независимое
использование рук и ног. Женщинам свободные руки нужны были и чтобы носить
еду, и чтобы держать ребенка. Также весьма вероятно, что женщинам
принадлежит такое важнейшее изобретение, как одомашнивание растений и
животных, без чего. не развивалась бы наша цивилизация. На самом деле, хотя
об этом почти не упоминается в учебниках и на лекциях, где мы изучаем
историю 'древнего человека', большинство ученых сегодня согласно, что так
все и было. Они отмечают, что в собирательско-охотничьих общинах именно
женщины, а не мужчины были заняты производством пищи. Таким образом, скорее
всего именно женщина впервые бросила семена в землю и стала приручать диких
животных, кормя их и ухаживая за ними, как за своими детьми. Антропологи
также указывают, что в преимущественно садоводческих хозяйствах
'развивающихся' племен и народов обработкой земли и по сей день занимаются в
основном женщины.
Это предположение поддерживается в дальнейшем многими религиозными
мифами, которые однозначно приписывают изобретение земледелия Богине,
Например, в египетских источниках создательницей земледелия называют богиню
Исиду. В Месопотамии богиня Нинлиль почитается как давшая людям знание о
земледелии. И археологические находки, и мифы содержат многочисленные
указания на связи Богини с земледелием. Так продолжалось долгое время,
начиная с Чатал-Хююка, где в дар Богине приносилось зерно, до классической
Греции, где подобные приношения совершались богиням Деметре и Гере.
На основе широких исследований доисторических мифов ученые Робер Бриффо
и Эрих Ньюманн сделали еще одно заключение: гончарное дело тоже изобрели