Тендзин Вангьял Ринпоче

Тибетская йога сна и сновидений

более важен, чем подробности сновидения — так способность хрусталя испускать свет более важна, чем цвет лучей, которые ему случается отражать. Содержащиеся в учениях наставления не должны превращаться в дополнительные ограничения. Придумывайте новые возможности и проявляйте их, пока всё, что кажется пределами ваших ощущений, вмиг не станет хрупким и неспособным связывать. Осознанные сновидения привносят больше света в рассудочный ум, а упражнение в гибкости развязывает стягивающие его узлы обусловленности. Поскольку нас обусловливает кажущаяся вещественность предметов, с которыми мы сталкиваемся в своих переживаниях, их следует преображать — делать сияющими и прозрачными. Поскольку нас обусловливает кажущаяся вещественность мыслей, их следует растворять в безграничной свободе ума.

Есть основной принцип духовного путешествия, которого мы должны придерживаться даже в свободе сновидения. Возможности сновидения безграничны: мы можем вносить в сновидение любые изменения, какие пожелаем. Однако важно и то, чтобы изменения делались в лучшую сторону, то есть в том направлении, которое максимально служит целям нашего духовного пути. Действия, предпринимаемые нами в сновидении, оказывают на нас такое же внутреннее влияние, как и действия наяву. В сновидении есть огромная свобода, но нет свободы от кармических причин и следствий, пока мы не освободимся от двойственности. Нам требуется терпение и твердое намерение развить гибкость, необходимую для свержения власти неблагой кармы.

Старайтесь сломать рамки переживания, снять гнет обусловливающих и ограничивающих убеждений. Ум удивителен: он способен всё это сделать. Ваша личность более гибка, чем вы можете представить. Просто нужно осознать возможность изменить свое восприятие и самого себя — и эта возможность станет реальностью. Если вы убеждены, что ничего не можете поделать, то обычно так оно и бывает. Это очень просто и вместе с тем очень важно. Как только вы заявляете, что способны что-то сделать, это становится началом.

Относитесь к своим сновидениям с уважением и объединяйте все переживания сновидений, как и жизнь наяву, с путем. Использовать сновидения для расширения свободы от ограничений, для преодоления препятствий на пути и, в конечном счете, для распознавания своей истинной природы и истинной природы явлений — значит использовать их мудро.

________________________________________

7 Препятствия

В 'Материнской тантре' описаны четыре обычных препятствия йоги сновидений: отвлечение обманчивой фантазией, вялость, возбуждение, заставляющее просыпаться, и забывчивость. Против них есть как внутренние, так и внешние средства.

ОТВЛЕЧЕНИЕ

Отвлечение обманчивой фантазией происходит тогда, когда внешний или внутренний звук уводит внимание в сторону. Допустим, когда практикующий засыпает, снаружи раздается какой-то звук. Он привлекает ум, и тогда в результате процесса ассоциации может возникнуть воспоминание или фантазия. Практикующий погружается в нее, реагируя соответствующими эмоциями. Или же этот звук может возбудить любопытство, и практикующий углубляется в предположения. Это отвлечение, потому что мы предаемся погоне за тем, чего на самом деле не существует в том виде, как мы его представляем.

Внутреннее противоядие — сосредоточиться на центральном канале. Что будет? Попробуйте — и вы обнаружите, что обрели опору и присутствие, вышли из мира грез и вернулись к себе. Полезно засыпать, представляя центральный канал. Делайте это совсем просто. Иногда мы проявляем такое усердие в практиках, что без нужды их усложняем. Нужно только ощутить центральный канал: это не даст уму отвлечься. Полезно также размышлять о непостоянстве и иллюзорной природе нашего двойственного восприятия, поскольку такие размышления усилят намерение сохранять сосредоточенность и избежать блуждания в фантазиях. Внешнее противоядие заключается в том, чтобы сделать подношение или такую практику, как гуру-йога.

ВЯЛОСТЬ

Второе препятствие — вялость. Она проявляется как внутренняя лень, недостаток внутренней силы и ясности. Если вы вялы в практике, то ваше затуманенное сознание безвольно и, может быть, даже приятно блуждает, хотя и не отходит от объекта внимания. Это препятствие отличается от первого, при котором ваше внимание гоняется за отвлекающими фантазиями. В данном же случае имеется недостаток внутренней бдительности.

Противоядие — представлять синий дым, медленно поднимающийся по центральному каналу от места соединения трех каналов (на несколько сантиметров ниже пупка) к горлу. Не углубляйтесь в натуралистические подробности: