сумело ни ослабить эксплуатацию неимущих имущими, ни уменьшить
широкими реформами социальное неравенство, ни повысить общее
благосостояние. Впрочем, обвинять в этом ведущую католическую
иерархию было бы несправедливостью: для подобных преобразований
еще не было материальных средств, ни экономических, ни
технических. Не случайно зло мира ощущалось испокон веков и
вплоть до нового времени неустранимым и вечным, и католицизм,
по существу, обращался, как и остальные религии, лишь к
'внутреннему человеку', учил личному совершенствованию. Но
времена изменились, материальные средства появились, и заслуга
всего исторического процесса, а не самой Розы Мира в том, что
она сможет теперь смотреть на социальные преобразования не как
на внешнее, обреченное на неудачу и не заслуживающее усилий, но
ставить их в неразрывную связь с совершенствованием внутреннего
мира человека: теперь это два параллельных процесса, которые
должны друг друга восполнять. Нередко слышишь: 'Христианство не
удалось'. Да, если бы оно все было в прошлом, можно было бы
говорить, что в социальном и всемирно-нравственном отношении
оно не удалось. 'Религия не удалась'. Да, если бы религиозное
творчество человечества исчерпалось тем, что уже создано,
религия в только что упомянутом смысле действительно не удалась
бы. А пока справедливо говорить об этом только так: добиться
существенного уменьшения социального зла старые религии не
могли, так как не располагали необходимыми для этого
материальными средствами, и отсутствие этих средств вызвало их
отрицательное отношение ко всем подобным попыткам. Этим был
подготовлен безрелигиозный этап цивилизации. В XVIII веке
пробудилась социальная совесть. Социальная дисгармония была
наконец почувствована и осознана как нечто недопустимое,
оскорбляющее, требующее преодоления. Конечно, это находилось в
связи с тем, что начали появляться недостававшие для этого
материальные средства. Но старые религии не сумели этого
понять, не захотели этими средствами воспользоваться, не
пожелали возглавить процесс социального преобразования, и
именно в этой косности, в этой умственной лени, в этой идейной
неподвижности и узости - их тягчайшая вина. Религия
дискредитировала себя своей вековой беспомощностью в этом
отношении, и не приходится удивляться противоположной
крайности, в которую впала Европа, а затем и другие континенты:
преобразованию общества чисто механическими средствами при
полном отказе от духовной стороны того же процесса. Нечего,
конечно, удивляться и итогу: потрясениям, каких не видал мир,
масштабам жертв, какие никогда не рисовались даже в бреду, и
такому снижению этического уровня, самая возможность которого в
XX веке представляется до сих пор многим мрачной и трагической
загадкой. На старые религии падает в значительной степени
ответственность за глубину и упорство последующего
безрелигиозного этапа, за духовную судьбу миллионов душ,
которые, ради борьбы за справедливое мироустройство,
противопоставили себя религии вообще и этим вырвали корни
своего бытия из лона мировой духовности. Но истинная
религиозная деятельность есть своего рода общественное
служение, а истинное общественное служение есть в то же время
религиозная деятельность. Никакое религиозное делание, даже
подвиг инока, не может быть изолировано от общего, от труда на
пользу всемирного просветления; и никакая общественная
деятельность, кроме демонической, не может не влиять на
увеличение суммы мирового добра, то есть не иметь религиозного
смысла. Биение социальной совести, действенное социальное
сострадание и сорадование, неустанные практические усилия ради
преобразования общественного тела человечества - вот второе
отличие Розы Мира от старинных религий.
Третье отличие: динамичность ее воззрений. Религии, не
чуждые представлениям о метаистории, уже были: иудаизм, раннее
христианство, но лишь в далекие от нас и притом короткие
периоды своего становления они пытались духовно осмыслить
текущий исторический процесс. В те короткие, полузабытые эпохи
поразительные прозрения Апокалипсиса оставались прикрытыми от
глаз людей покровом иносказаний и недомолвок; шифр образов
допускал всевозможные толкования. Подлинного осмысления
исторического