не мог бы появиться среди маори XIX века; Достоевского
- такого, каким мы его знаем, напрасно было бы надеяться найти
среди подданных Тутанхамона или Теодориха. Тогда он обладал бы
другой суммой свойств, а многие из них не имел бы возможности
проявить в жизни. Такой человек, о каком я говорю, даже в
недалекую от нас эпоху не мог бы осуществить врученные ему
дары, и современники остались бы в полном неведении
относительно его истинных масштабов и потенций. Нужные условия,
по-видимому, уже намечаются наступающей ныне эпохой; Роза же
Мира досоздаст их так, чтобы атмосфера общественная и
культурная обеспечила верховному наставнику цепь преемников,
достойных этого венца.
Могут сказать также: даже всех перечисленных дарований
мало для такой необычайной деятельности; надо обладать широким,
трезвым и практичным государственным умом. Да, еще бы. Такому
деятелю придется соприкасаться с тысячами разнообразных
проблем; потребуются и знания, и опыт, и эрудиция -
экономическая, финансовая, юридическая, даже техническая. Но
век Аристотелей давно миновал; умы энциклопедического охвата
немыслимы в наше время. И деятельность того, о ком я говорю,
столь же немыслима в отрыве от соборного разума, от Верховного
Собора. В ней будут участвовать самые глубокие умы, люди,
умудренные в превратностях государственной жизни, специалисты
всех отраслей знания. Не энциклопедическая эрудиция и не
приземистый хозяйственный смысл потребуются от верховного
наставника, но мудрость. Мудрость, которая понимает людей с
первого взгляда, которая в самых сложных вопросах сразу находит
их существо и которая ни на миг не делается глуха к голосу
совести. Верховный наставник должен стоять на такой моральной
высоте, чтобы любовь и доверие к нему заменяли бы другие методы
властвования. Принуждение, насилие над чужою волей мучительны
для него; он пользуется ими лишь в редчайших случаях.
И все же это лишь один из вариантов возможного, хотя, на
мой личный взгляд, наиболее желательный. Вполне представимо и
другое: такое руководство Розой Мира, такое соотношение его с
законодательными учреждениями и с правительством Федерации, при
котором принцип коллективности не будет ограничен ни в чем и
никем. Время разрабатывать конституцию будущего - в далеком
будущем, и не нам, а счастливым потомкам придется выбирать из
многих вариантов один.
Но уж не теократия ли это? - Я не люблю слово 'теократия'.
Теократия есть боговластие; применять его к каким бы то ни было
общественным и государственным устройствам абсурдно - с точки
зрения атеиста, кощунственно - с точки зрения верующего.
Никакой теократии история не знает и знать не может. Не
теократией, а иерократией, властью духовенства, следует
называть церковное государство пап или далай-лам. А тот строй,
о котором я говорю, прямо противоположен всякой иерократии: не
церковь растворяется в государстве, поглотившем ее и от ее
имени господствующем, но и весь конгломерат государств, и сонм
церквей постепенно растворяются во всечеловеческом братстве, в
интеррелигиозной церкви. И не высшие иерархи церкви занимают
кресла в высших органах, законодательных, исполнительных и
контролирующих, но лучшие представители всех народов, всех
конфессий, всех общественных слоев, всех специальностей.
Не иерократия, не монархия, не олигархия, не республика:
нечто новое, качественно отличное от всего, до сих пор бывшего.
Это - всемирное народоустройство, стремящееся к освящению и
просветлению всей жизни мира. Я не знаю, как его назовут тогда,
но дело не в названии, а в сути. Суть же его - труд во имя
одухотворения человека, одухотворения человечества,
одухотворения природы.
ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ
Мало-помалу новое отношение возникает ко всему:
существование Розы Мира не имело бы и тени смысла, если бы она
лишь повторяла то, что было сказано раньше. Новое отношение к
себе, новое осмысление вызывается буквально всеми явлениями, от
великих до малых: процессом космическим и процессом
историческим, мировыми законами и связью между
разноматериальными мирами, человеческими отношениями и путями
развития личности, государствами и религиями, животным царством
и стихиями - словом, всем тем, что мы объединяем в понятии
'культура'