и всем, что объединяем в понятии 'природа'. Новое
отношение возникает ко всему, но это не значит, что всякое
старое отношение обесценивается или опорочивается: во многих
случаях лишь указывается такой угол зрения, под которым
различные отношения прошлого могут перестать контрастировать
друг друга, начинают друг друга дополнять и должны читаться как
различные ряды аспектов одной и той же или многих реальностей.
Это нередко применяется, например, при рассмотрении старых
религий и реальностей, за ними стоящих.
В сущности, этому новому отношению к вещам посвящена вся
книга: подобная проблематика чересчур обширна и сложна, чтобы
быть хотя бы бегло очерченной в одной главе. Данная глава
'Отношение к культуре', следующая - 'Отношение к религиями, но
не следует ждать от них развернутого изложения этих тем. Новым
осмыслением различных культурных областей, различных
исторических явлений, различных религиозных систем, а также
различных царств природы насыщены все двенадцать книг этого
труда. Первые же главы равноценны лишь некоему введению. Они
содержат конспективное изложение некоторых основных принципов,
и только.
Ведущей областью культуры в наш век является наука.
Научный метод познания претендует на гегемонию; поэтому
настоящая глава начинается с характеристики отношения Розы Мира
именно к научному методу. Приходится сказать сразу и без
обиняков: сколько иллюзий ни создавали бы на этот счет
энтузиасты научного метода, но ни единственным методом
познания, ни единственным методом овладения материей он никогда
не был, не будет и не может быть. Не говоря уже о методе
художественном, с которым научный метод высокомерно и неохотно
делит теперь свое первенствующее положение, следует напомнить,
что давно уже заложены основы такой методики познания и
овладения материальностью, усвоение которой неразрывно связано
с духовным самосовершенствованием человека, с просветлением его
этического облика. Впереди брезжит даже возможность таких
исторических стадий, когда эта методика придет к некоторому
первенствованию. Я подразумеваю не столько дискредитированные
вследствие ряда недоразумений понятия магии или оккультизма,
сколько понятие духовного делания. Различные системы и школы
этого рода имеются во всех высоко развитых религиях.
Разрабатывая веками практические приемы воздействия воли на
человеческий организм и на внешнюю материю и подводя человека к
этому лишь после длительной нравственной подготовки и
многостороннего искуса, они поднимали и поднимают сотни, может
быть, даже тысячи людей, до того, что в просторечии именуется
чудотворчеством. Эту методику, крайне трудоемкую и вызывающую
жгучую ненависть современных филистеров, отличает один принцип,
науке чуждый: принцип совершенствования и трансформации
собственного существа, вследствие чего физический и эфирный
покровы личности становятся более податливыми, эластичными,
более послушными орудиями воли, чем у нас. Этот путь приводит к
таким легендарным якобы явлениям, как телесное прохождение
сквозь предметы трехмерного мира, движение по воздуху, хождение
по воде, мгновенное преодоление огромных расстояний, излечение
неизлечимых и слепорожденных и, наконец, как наивысшее,
чрезвычайно редкое достижение - воскрешение мертвых. Здесь
налицо овладение законами нашей материальности и подчинение
низших из них высшим, нам еще неизвестным. И если в XX столетии
большинство из нас успевает прожить всю жизнь, так и не
столкнувшись с бесспорными случаями подобных явлений, то из
этого вытекает не то, что подобных явлений не бывает, и не то,
что они принципиально невозможны, но лишь то, что условия
безрелигиозной эры - культурные, социальные и психологические -
до такой степени затрудняют изучение и усвоение этой методики
(особенно на Западе и еще больше в странах социалистического
лагеря), что сводят количество подобных случаев к немногим
единицам. Некоторые воистину роковые для человечества события,
имевшие место около двух тысяч лет назад - о них речь будет
впоследствии, - повинны в том, что вовлечение не единиц, а
множеств человеческих на этот путь познания и овладение
материей оказалось невозможным. В дальнейшем, психологический
климат безрелигиозной эры все более и более тормозил движение
по