не есть
исключительный дар, ведомый лишь избранникам. Избранникам
ведомы праведность и святость, героизм и мудрость, гениальность
и талант. Но это - лишь раскрытие потенций, заложенных в каждой
душе. Пучины любви, неиссякаемые родники творчества кипят за
порогом сознания каждого из нас. Религия итога будет стремиться
разрушить эту преграду, дать пробиться живым водам сюда, в
жизнь. В поколениях, ею воспитанных, раскроется творческое
отношение ко всему, и самый труд станет не обузой, но
проявлением неутолимой жажды создавать новое, создавать лучшее,
творить свое. Все последователи Розы Мира будут наслаждаться
творческим трудом, обучая этой радости детей и юношество.
Творить во всем: в слове и в градостроительстве, в точных
науках и в садоводстве, в украшении жизни и в ее умягчении, в
богослужении и в искусстве мистериалов, в любви мужчины и
женщины, в пестовании детей, в развитии человеческого тела и в
танце, в просветлении природы и в игре.
Потому что всякое творчество, кроме демонического,
совершаемого во имя свое и для себя, есть богосотворчество: им
человек поднимает себя над собой, обоживая и собственное
сердце, и сердца других.
В смысле личного духовного совершенствования большинство
людей движется по медленному и широкому пути. Этот путь
проходит через браки и деторождения, сквозь причастность
различным формам деятельности, сквозь полноту и пестроту
впечатлений жизни, сквозь ее радости и наслаждения. Но есть и
Узкий Путь: он надлежит тем, кто носит в своей душе особый дар,
требующий жесткого самоограничения: дар святости. Несправедливы
религиозные учения, утверждающие Узкий Путь как единственно
правильный или наивысший. И столь же неправы общественные или
религиозные системы, отрицающие его вовсе и воздвигающие
препятствия перед теми, кто чувствует себя призванным именно к
такому пути. Вряд ли в эру Розы Мира монастыри будут
многочисленными; но они - будут, чтобы всякий, кого духовная
жажда гонит на Узкий Путь, мог бы работать над раскрытием в
себе таких способностей души, которые нуждаются в многолетнем
труде среди тишины и уединения. Если на Узкий Путь человек
встает из страха перед возмездием или из-за мечты о личном,
себялюбивом, замкнутом общении с Божеством, его победы не имеют
цены. Никакого Божества, дарующего в награду своим верным рабам
блаженное созерцание его величия, - нет. Созерцание высших сфер
есть выход личности из себя и приобщение Единому, объемлющему
все монады и зиждущему весь мир. Поэтому последователя Розы
Мира может принудить стать на Узкий Путь не духовный эгоизм, не
жажда личного спасения при холодном безразличии к другим, но
понимание, что на Узком Пути раскрываются такие дары, которыми
праведник будет помогать миру из уединения более действенно,
чем сотни живущих в миру, и которые в посмертии становятся
такою силой, что перед ней преклоняются даже могучие
демонические иерархии.
Нет никакой надобности в страшных клятвах, сопровождающих
постриг. Нет основания для осуждения и поношения того, кто по
истечении ряда лет ушел с пути. Вступающий будет давать сперва
только временный обет: на три года, на пять, на семь. Лишь
после успешного завершения таких этапов он, если хочет, получит
право принесения обета на более длительный срок; и все же
сознание безвозвратности, подозрение непоправимой ошибки не
будет томить и давить его, порождая отчаяние и бурные вспышки
неизжитого: он будет знать, что по истечении срока волен
вернуться в мир, волен избрать любой образ жизни, любой труд,
волен иметь семью, детей, не заслужив этим ни от кого ни
порицания, ни пренебрежения.
Я постарался предвосхитить отношение Розы Мира к научному
и к вненаучным методам познания, к личности, к ее правам и
долженствованию, к человеческому творчеству и труду, теперь - к
двум основным видам духовного пути: Широкому и Узкому. Чтобы
восполнить представление об ее отношении к культуре, следовало
бы остановиться на ее воззрениях на искусство - в широком
смысле слова. Но этот вопрос столь многозначен и важен, а лично
мне столь близок, что я решится посвятить ему серию глав в
одной из дальнейших частей книги. Поэтому, прежде чем перейти к
вопросу об отношении Розы Мира к другим религиям, скажу об
искусствах приближающейся эры лишь