когда-нибудь претендовать на абсолютную истинность ее
учения, это было бы так же беспочвенно и нелепо.
Но столь же беспочвенно и нелепо утверждение, будто бы все
учения или какое-либо одно учение ложно. Совершенно ложных
учений нет и не может быть. Если бы появилось мнение, лишенное
даже крупицы истинности, оно не могло бы стать учением, то есть
переданной кому-то суммой представлений. Оно осталось бы
собственностью того, кто произвел его на свет, что и случается,
например, с философическими или псевдонаучными построениями
некоторых душевнобольных. Ложными, в строгом смысле слова,
могут быть только отдельные частные утверждения, которым
способен придавать иллюзию истинности заемный свет от
частноистинных тезисов, соседствующих с ним в общей системе.
Однако имеется известное соотношение количества и весомости
частноистинных и ложных тезисов, при котором сумма ложных
начинает обесценивать крупицы истины, в данном учения
заключенные. Далее следуют учения, в которых ложные утверждения
не только обесценивают элемент истинного, но переводят всю
систему в категорию отрицательных духовных величин. Подобные
учения принято именовать учениями 'левой руки'. Будущее учение
Противобога которым, по-видимому, ознаменуется предпоследний
этап всемирной истории, построится таким образом, что при
минимальном весе частноистинного элемента свет от него будет
придавать вид истинности максимуму ЛОЖНЫХ утверждений. Этим и
обусловится то обстоятельство, что это учение будет запутывать
человеческое сознание в тенетах лжи прочнее и безвыходнее, чем
какое бы то ни было другое.
Религии, к разряду учений 'левой руки' не относящиеся,
разнствуют между собой не в силу истинности одной из них и
ложности остальных, а по двум совершенно другим координатам. А
именно:
во-первых - в силу различных ступеней своего восхождения к
абсолютной истине, то есть сообразно убыванию в них
субъективного, эпохального элемента. Это стадиальное различие
можно условно назвать различием по вертикали,
во-вторых - они разнствуют между собой в силу того, что
они говорят о разном, отражают различные ряды объектов
познания. Этот род различий - различий сегментарных - можно
условно назвать различиями по горизонтали.
Оба вида различий не следует ни на минуту упускать из виду
при рассмотрении вопроса об отношении Розы Мира к другим
религиям.
В развитии науки мы наблюдаем непрерывный процесс
накопления относительных частных истин и их совершенствование,
уточнение. На очередной стадии отвергаются обычно не ряды
накопленных ранее фактов, а лишь их устаревшее толкование.
Случаи, когда старый ряд фактов ставился под сомнение и
отвергался, как это произошло, например, с алхимией, -
сравнительно редки. Но в истории религий господствуют, к
сожалению, иные обычаи. Вместо преемственно сменяющих друг
друга осмыслений не подвергающихся сомнению духовных фактов, мы
видим чаще всего, как на очередной стадии религиозного развития
отвергаются значительные ряды ранее постигнутых относительных,
частных истин, а свой, новый ряд их, со включением некоторого
числа старых, выдается за абсолютное. Это наблюдение особенно
справедливо по отношению к смене так называемых языческих
религий системами монотеизма.
Ясно, что сохранение нами подобных обычаев в условиях
расширяющегося кругозора XX столетия привело бы нас, самое
большее, к созданию еще одной секты. Привнесение в религию
научной методики было бы, конечно, грубой ошибкой, столь же
незаконной, как перенесение методов искусства на область науки.
Но перенять доброе обыкновение ученых - не отвергать, а
переосмыслять ряды накопленных ранее относительных истин -
давно пора.
Из сказанного вытекает, что никакие учения, кроме учений
'левой руки', распознаваемых, прежде всего, по их душевно
растлевающему воздействию, не могут быть отвергнуты полностью.
Они должны быть признаны недостаточными, обремененными
субъективно-человеческими привнесениями: эпохальными,
классовыми, расовыми, индивидуальными. Однако зерно
относительной истинности, зерно познания 'от нас' той или
другой области трансфизического мира имеется в каждой из
религий, и каждая такая истина драгоценна для всего
человечества.