Естественно при этом, что объем истинности
систем, сложившихся в итоге опыта множества индивидуумов, как
правило, больше объема истинности систем, распространенных
только у небольших групп. Исключение могут составлять молодые
системы, восходящие быть может, к широкому распространению, но,
в силу естественного хода вещей, сперва минующие стадию
келейного или ограниченно группового существования.
Подобные широко распространенные системы называются в
данной концепции - как это будет подробно разъяснено несколько
ниже - мифами. За мифами всегда стоит та или иная
трансфизическая реальность, но она не может быть не искаженной
и не запутанной привнесением в миф множества 'человеческого,
слишком человеческого'. Методика высвобождения трансфизического
зерна мифов из их человеческой шелухи вряд ли может быть, во
всяком случае теперь, строго и точно сформулирована. Пока не
удалось еще выработать необходимый для этого механизм
критериев, которого в любом случае было бы достаточно. Да и
сомнительно, разрешима ли подобная сложнейшая мистическая
задача при помощи одного рацио. Можно, правда, построить исходя
из телеологии истории определенную классификацию религий,
которая позволила бы выделить религии высокоразвитые в особую
группу, и убедиться, что есть тезисы, утверждаемые всей этой
группой религий, хотя и с различной степенью чистоты и силы. К
их числу принадлежат: тезис о единстве Бога, о множественности
различных духовных иерархий, о множественности разнозначных
миров, о бесконечной множественности становящихся монад, а
также о существовании некоего общего нравственного закона,
который характеризуется посю- или потусторонними воздаяниями за
совершенное человеком в жизни. Во всем же остальном, и даже в
истолковании только что перечисленных общих тезисов, мифы либо
противоречат один другому, либо говорят о разном.
Однако, если во многих случаях индивидуальность субъекта
привносит в представления о познаваемом нечто постороннее,
сугубо человеческое, то, с другой стороны, столь же
многочисленны случаи, когда какая-либо духовная истина может
быть воспринята только определенным складом познающего
сознания. Индивидуальность оказывается фактором, не замутняющим
познание, но, наоборот, делающим его реально возможным.
Телеологический процесс в религиозной истории человечества
заключался отчасти именно в том, чтобы воздействием
исторических и биографических факторов отшлифовать сознание
отдельной личности, народа, расы, эпохи таким образом, чтобы
сделать его способным к восприятию данных истин, данной
трансфизической реальности. Другим же индивидуальностям,
народам, расам, эпохам такое, отшлифованное определенным
образом сознание и его религиозный опыт могли казаться
странными, искаженными либо незрелыми, чреватыми всякого рода
аберрациями.
Из сотен возможных примеров я возьму пока один, но
чрезвычайно яркий: идею перевоплощений. Глубоко присущая
индуизму и буддизму, имеющаяся в эзотерическом иудаизме
(Каббала), идея эта отвергается ортодоксальным христианством и
исламом. Следует ли, однако, думать на основании этой
'невсеобщности' идеи, что она представляет собою расовую или
стадиально-культурную аберрацию индийского сознания? Дело в
том, что при согласовании тезисов различных религий надлежит,
прежде всего, научиться отсеивать главное от второстепенного,
общее от частного. 'Общее', главное любого тезиса заключается в
семени идеи, проявляющем чрезвычайную устойчивость в веках:
брошенное в почву различных культурных сред, оно дает различные
побеги - различные варианты данного тезиса. Если
телеологическая направленность вообще имеется в истории, то,
конечно, направленность эта должна сказаться прежде всего в
бытии именно таких устойчивых духовных семян - в широко
распространенных, исповедуемых миллионами сознаний основах
идеи.
Семя идеи перевоплощений состоит в учении о некоем Я,
совершающем свое космическое становление или известный отрезок
его по ступеням последовательных существований в нашем
физическом мире. Все остальное, как-то: духовно-материальная
природа и структура перевоплощающегося, та или иная зависимость
перевоплощений от закона кармы, распространение