Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

более.

Розу Мира можно сравнить с опрокинутым цветком, корни

которого - в небе, а лепестковая чаша - здесь, в человечестве,

на земле. Ее стебель - откровение, через него текут духовные

соки, питающие и укрепляющие ее лепестки, - благоухающий хорал

религий. Но, кроме лепестков, у нее есть сердцевина: это - ее

собственное учение. Учение это не есть механическое сочетание

наиболее высоких тезисов различных теософем прошлого: кроме

нового отношения к религиозному наследию, Роза Мира

осуществляет новое отношение к природе, к истории, к судьбам

человеческих культур, к их задачам, к творчеству, к любви, к

путям космического восхождения, к последовательному

просветлению Шаданакара. В иных случаях отношение это ново

потому, что хотя отдельные деятели прошлого говорили о нем, но

религией, но церковью оно принимается и исповедуется впервые. В

других случаях отношение Розы Мира оказывается новым в

безотносительном смысле, потому что его еще не высказывал никто

никогда. Это новое отношение вытекает из нового духовного

опыта, без которого, вместо Розы Мира, был бы возможен только

рассудочный и бесплодный религиозный эклектизм.

Но прежде чем перейти к содержанию этого духовного опыта,

к основам этого учения, предстоит уяснить, на каких путях души

этот опыт приобретается и какими методами можем мы облегчить

или ускорить для себя его приобретение.

КНИГА II. О МЕТАИСТОРИЧЕСКОМ И ТРАНСФИЗИЧЕСКОМ МЕТОДАХ ПОЗНАНИЯ

ГЛАВА 1. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТАИСТОРИЧЕСКОГО МЕТОДА

Общеизвестно выражение: 'религиозное чувство'. Это

выражение неправильное: религиозного чувства 'вообще' не

существует, а существует необозримый мир религиозных чувств и

переживаний, бесконечно разнообразных, часто контрастирующих

между собой, различных и по своему эмоциональному содержанию, и

по объекту своей направленности, и по силе, и по тону, и, так

сказать, своему цвету. Широты и многообразия этого мира даже не

подозревает тот, кто лишен собственного религиозного опыта и

заключает о нем только по свидетельствам других: свидетельства

эти, при отсутствии личного опыта, почти всегда воспринимаются

с недоверием, с предубеждением, со склонностью истолковывать их

сообразно не с утверждениями самих свидетельствующих, а с

догматическими положениями арелигиозных схем.

Многообразию мира религиозных чувств соответствует и

многообразие методов религиозного познания. Излагать эти методы

значит писать фундаментальное исследование по истории и

психологии религий. Подобная задача не имеет никакого отношения

к задаче настоящей книги. В задачу книги входит - как один из

компонентов - намерение дать понятие лишь о некоторых методах

религиозного познания, а именно тех, которые, как мне кажется,

имеют наибольшее творческое значение на текущем историческом

этапе.

Произошла бы самая печальная ошибка, если бы кто-нибудь

заподозрил автора этой книги в претензиях на роль одного из

основоположников великого дела - исторического, культурного и

общественного - созидания того, что обозначается здесь словами

'Роза Мира'. Все обстоит совсем иначе. Роза Мира может явиться

и появится только в результате совместного труда огромного

числа людей. Я убежден, что не только в России, но и во многих

других краях Земли - в первую очередь, кажется, в Индии и

Америке, происходит тот же процесс: та же грандиозная

потусторонняя реальность вторгается в человеческое сознание,

сначала - сознание единиц, потом сотен, чтобы позднее стать

достоянием миллионов. Да, теперь, сейчас, вот в эту самую

минуту, люди, еще ничего не знающие друг о друге, иногда

разделенные огромными пространствами и рубежами государств,

иногда - лишь стенами нескольких домов, переживают потрясающие

прорывы сознания, созерцают трансфизическую высь и

трансфизическую глубь, и некоторые силятся - каждый сообразно

личным способностям и складу души - выразить или хоть

приближенно отобразить этот опыт в творениях слова, кисти и

музыки. Не знаю сколько, но, по-видимому, уже немало людей

стоят в этом потоке откровения. И моя задача - выразить его

так, как переживаю его именно я, - и только.

Следовательно, речь здесь пойдет не о научном строе

мышления и познания и даже не о художественном, но о таком,

понимание которого