- с природой нашего слоя и других
слоев Шаданакара, а вселенского - со Вселенной. Таким образом,
те явления, которые я назвал трансфизическими странствиями и
встречами, могут быть, в зависимости от своего содержания,
отнесены либо к метаисторическому роду познания, либо к
трансфизическому, либо ко вселенскому.
После этой небольшой оговорки ничто уже не препятствует
перейти к рассмотрению двух остальных родов религиозного
познания, - но, разумеется, только в тех их вариантах, которые
знакомы лично мне.
ГЛАВА 2. НЕМНОГО О ТРАНСФИЗИЧЕСКОМ МЕТОДЕ
Казалось бы, отношение людей к природе бесконечно
разнообразно, индивидуально, а иногда и внутренне антиномично.
Но если проследить эволюцию этого отношения во всеобщей истории
культуры от изобретения письменности до наших дней, можно
обнаружить несколько типов его, лучше сказать - фаз. Я позволю
себе здесь весьма упрощенно, в самых общих чертах, наметить
три-четыре очень важные фазы так, как они мне представляются.
Это не подлинная картина того, как эго отношение изменялось в
культурах и веках, а лишь несколько грубых мазков, назначение
которых скорее в том, чтобы ввести читателя внутрь проблемы,
нежели в создании у него исторической перспективы по этому
вопросу.
Наиболее ранняя фаза характеризуется тем, что космос
кажется крайне миниатюрным, а Земля - единственным обитаемым
миром. Зато этот мир, кроме нашею физического слоя, обладает
рядом других слоев, тоже материальных, но их материальность -
другой природы и других свойств, чем наша; первое приближение к
трансфизической действительности Шаданакара. Все эти слои,
равно как и наш, лишены развития. Они сотворены раз и навсегда
и обитаемы добрыми и злыми существами. Для этих существ человек
- центр их интересов и, так сказать, яблоко раздора. Сам же
человек не осознает Природу как нечто вне его лежащее и не
противопоставляет себя ей. Отдельные проявления Природы
возбуждают, конечно, те или иные чувства - страх, удовольствие,
благоговение, но Природа как целое, по-видимому, почти не
воспринимается или воспринимается в чисто эстетическом плане,
да и то лишь отдельными людьми, высоко одаренными
художественным чувством. Поэтому редко можно найти среди
памятников искусства этих эпох лирику природы и еще реже -
пейзажную живопись. К этой фазе относятся, в основном, культуры
древности, а также некоторые более поздние культурные формы
Востока. В религиозном отношении для первой фазы характерен
политеизм.
Для второй фазы типичны те монотеистические системы,
которые или игнорируют Природу, не проявляя к ней интереса, или
враждебны ей. Рост личности приводит к представлению, что
человек может совершенствоваться. Природа же не подает
признаков развития, она косна и статична, она внеморальна и
неразумна, она во власти демонических сил, и та часть
человеческого существа, которая единосущна Природе, требует
либо порабощения ее духом, либо порабощает его сама. Это - фаза
природоборческая. Ее прошли и христианские, и буддийские, и
индуистские народы; на ней остановилось (пока совпадало со
своей национальной религией) еврейство. Последнее однако, равно
как и народы ислама, не столько стремилось к борьбе с Природой,
сколько проходило мимо нее. Семитическое чувство Природы вообще
отличалось скудостью. Давно уже отмечено, как бедны были этим
чувством авторы библейских книг и Корана сравнительно с теми,
кто создавал великие эпопеи Эллады и, особенно, Индии Семиты
отдавали Природе неизбежную дань, осеняя религиозной санкцией
воспроизведение рода, но в своей духовной философии и искусстве
стремились игнорировать ее с многозначительной
последовательностью. Они сделали у себя фактически невозможной
скульптуру и портретную живопись, потому что боялись
обожествить человека и ненавидели обоготворение стихии. Как и
другие элементы семитизма, эта природоборческая тенденция
перешла с христианством в Европу, подавила природные культы
германского и славянского язычества и господствовала до конца
средних веков. Но и Востоку пришлось пройти через эту фазу,
хотя и окрасив ее по-своему. Аскетичность крайних проявлений
брахманизма, борьба буддизма за высвобождение человеческого Я
из-под власти Природы - все это слишком общеизвестно,