лежать, не считая времени, на речном берегу и бесцельно
следить прохладную воду, сверкающую на солнце. Или, лежа
где-нибудь среди старого бора, слушать органный шум вершин да
постукивание дятла. Надо доверять тому, что стихиали Лиурны уже
радуются тебе и заговорят с твоим телом, как только оно
опустится в текучую плоть их; что стихиали Фальторы или
Арашамфа уже поют тебе песни шелестящей листвой, жужжанием пчел
и теплыми воздушными дуновениями. Когда по заливным лугам,
пахнущим свежескошенным сеном, будешь возвращаться на закате
домой с далекой прогулки, поднимаясь в нагретый воздух
пригорков и опускаясь в прохладные низины, а тихий туман начнет
заливать все, кроме верхушек стогов, - хорошо снять рубашку и
пусть ласкают горячее тело этим туманом те, кто творит его над
засыпающими лугами.
Можно было бы указать еще сотни таких минут - от загорания
на песке до собирания ягод - полудействия, полусозерцания, - но
о них догадается и без указаний тот, кто вступит на этот легкий
и светлый путь. Ведь такой уклад возможен не только в Средней
России, но и в природном ландшафте любой другой страны, от
Норвегии до Эфиопии, от Португалии до Филиппин и Аргентины.
Соответственно будут меняться только детали, но ведь они могут
меняться и в пределах одного ландшафта сообразно личным
наклонностям. Главное - создать внутри себя этот свет и
легкость и повторять подобные периоды, по возможности, каждый
год.
- Что за нелепость, - подумают иные. - Как будто мы не
располагаем исчерпывающими данными, отчего и как возникают
туманы, ветер, роса, не знаем механики образования дождя, рек,
растительности? И такие сказки преподносятся с серьезным видом
в середине XX столетия! Недаром автор намекает на то, что ему
легче столковаться с детьми: зрелому человеку не пристало
слушать такие басни.
Они заблуждаются, эти абсолютисты научного метода
познания: ни малейшего противоречия науке здесь не имеется.
Подчеркиваю: науке, объективной и серьезной, а не философской
доктрине материализма. Ведь если бы существовало какое-нибудь
разумное микроскопическое существо, изучающее мой организм и
само в него входящее, оно имело бы основание сказать, в ту
минуту, как я шевельнул рукой, что эта глыба вещества,
состоящая из таких-то и таких-то молекул, дернулась оттого, что
сократились некоторые ее части - мускулы. Сократились же они
потому, что в моторных центрах произошла такая-то и такая-то
реакция, а реакция была вызвана такими-то и такими-то причинами
химического порядка. Вот и все! Ясно как день. И уж, конечно,
такой толкователь возмутился бы, если бы ему вздумали указать,
что 'глыба' шевельнулась потому, что таково было желание ее
обладателя, свободное, осознанное желание, а мускулы, нервы,
химические процессы и прочее - только передаточный механизм его
воли.
Изучением этого механизма занимается физиология. Это не
мешает существованию психологии - науки о том сознании, которое
этим механизмом пользуется.
Изучением стихий природы как механизмов занимаются
метеорология, аэродинамика, гидрология и ряд других наук. Это
не должно и не будет мешать со временем возникновению учения о
стихиалях, о тех сознаниях, которые пользуются этими
механизмами.
Лично у меня все началось в знойный летний день 1929 года
вблизи городка Триполье на Украине. Счастливо усталый от
многоверстной прогулки по открытым полям и по кручам с
ветряными мельницами, откуда распахивался широчайший вид на
ярко-голубые рукава Днепра и на песчаные острова между ними, я
поднялся на гребень очередного холма и внезапно был буквально
ослеплен: передо мной, не шевелясь под низвергающимся водопадом
солнечного света, простиралось необозримое море подсолнечников.
В ту же секунду я ощутил, что над этим великолепием как бы
трепещет невидимое море какого-то ликующего, живого счастия. Я
ступил на самую кромку поля и, с колотящимся сердцем, прижал
два шершавых подсолнечника к обеим щекам. Я смотрел перед
собой, на эти тысячи земных солнц, почти задыхаясь от любви к
ним и к тем, чье ликование я чувствовал над этим полем. Я
чувствовал странное: я чувствовал, что эти невидимые существа с
радостью и с гордостью вводят меня, как дорогого гостя, как бы
на свой удивительный праздник, похожий и на мистерию, и на пир.
Я осторожно