к перечисленной сумме факторов
определяющих нашу волю. Дело не в их числе, а в их
истолковании. То необъятное и бесконечно многообразное, что
объединяется выражением 'высшие силы', воздействует на нашу
волю не столько путем сверхъестественных вторжений, сколько при
помощи тех самых рядов, тех законов природы, эволюции и т. п.,
которые мы только что условились считать объективными фактами.
Эти ряды фактов в огромной степени определяют наше сознание, и
не только сознание, но и подсознание, и сверхсознание. Отсюда и
возникают те голоса совести, долга, инстинкта и пр., которые мы
слышим в себе и которые видимым образом определяют наше
поведение. Таков механизм связи между 'высшими силами' и нашей
волей. Правда, иногда имеют место явления, которые субъективно
могут казаться нарушениями законов природы 'высшими силами'.
Это называют чудом. Но там, где такие явления действительно
совершаются, а не оказываются аберрациями, там происходит вовсе
не нарушение естественных законов 'произволом' высших сил, а
проявление этих сил через ряд других законов, нам еще неясных.
То, что зачастую кажется нам монолитным, простым,
нерасчленимым двигателем наших поступков, например совесть, в
действительности представляет собой весьма сложный результат
разных рядов. В основном совесть есть голос нашей монады. Но
его доступ в сферу нашего сознания обусловливается воздействием
других рядов: внешние обстоятельства, например какой-нибудь
случай, послуживший толчком к тому, чтобы этот голос монады был
нами услышан, - это есть проявление Промысла, действие сил
Провиденциальной природы.
Таким образом, выбор человека предопределяется тремя
рядами сил. Силами Провиденциальными, пользующимися в своих
целях законами природы и истории, как орудиями, и постепенно их
просветляющими; силами демоническими, пользующимися теми же
самыми законами и все более их отягчающими; и волей нашей
собственной монады, подаваемой в круг нашего сознания голосами
сердца и разума с помощью Провиденциальных сил.
Поэтому, будем ли мы рассматривать законы природы и
истории как механические, бездушные необходимости или как
орудие тех или иных живых, личных, иноматериальных либо
духовных сущностей, - от этого степень нашей свободы не убудет
и не увеличится.
Следовательно, степень свободы человеческого выбора с
точки зрения концепции Розы Мира не меньше, чем с точки зрения
материализма, но ряды определяющих ее факторов иначе осмыслены
и четче расчленены.
И если материалиста не оскорбляет ограниченность нашей
свободы совершенно безличными и бездушными законами природы, то
чем же может унижать нас ограниченность нашей свободы волей
Провиденциальных сил? Нас может оскорблять только
ограниченность нашей свободы волей сил демонических; да, она
оскорбляет; но ведь это - те самые силы, те наши исконные
враги, в обуздании, обращении и просветлении которых - вся наша
цель. И это оскорбление мы перестанем переживать только тогда,
когда сделаем себя недоступными их воздействию. Эволюция
мировой жизни ведет ряды существ от минимальной степени свободы
в простейших формах (в зачаточное сознание микроба голос монады
не достигает почти совершенно, и поведение его определяется,
главным образом, демоническими силами, действующими через
законы природы, как через свой передаточный механизм). Высшие
животные уже гораздо свободнее, чем микроб, амплитуда их
произвольных действий много шире; у человека она возрастает
несравненно.
Противники религии как таковой указывают на то, что она
требует отказа от личной воли, требует покорности нашей воли
Божеству. И по отношению к некоторым религиям прошлого они
правы. Но Роза Мира не есть религиозное учение прошлого. Она
есть религиозное и социально-этическое учение будущего. Никакой
'покорности' воле Божией Роза Мира не требует, ибо ценно только
то, что совершается человеком добровольно, а не по принуждению.
Не требование рабской покорности воле Божества будет
звучать из святилищ религии итога. Оттуда будет излучаться
призыв ко всеобщей любви и к свободному богосотворчеству.
Господь - это неизменное и невыразимое первоверховное
стремление, это - духотворящая власть, действующая во всех
душах, не умолкающая даже в глубине демонических монад и
направляющая