Даниил Андреев

Роза Мира (Часть 1)

к перечисленной сумме факторов

определяющих нашу волю. Дело не в их числе, а в их

истолковании. То необъятное и бесконечно многообразное, что

объединяется выражением 'высшие силы', воздействует на нашу

волю не столько путем сверхъестественных вторжений, сколько при

помощи тех самых рядов, тех законов природы, эволюции и т. п.,

которые мы только что условились считать объективными фактами.

Эти ряды фактов в огромной степени определяют наше сознание, и

не только сознание, но и подсознание, и сверхсознание. Отсюда и

возникают те голоса совести, долга, инстинкта и пр., которые мы

слышим в себе и которые видимым образом определяют наше

поведение. Таков механизм связи между 'высшими силами' и нашей

волей. Правда, иногда имеют место явления, которые субъективно

могут казаться нарушениями законов природы 'высшими силами'.

Это называют чудом. Но там, где такие явления действительно

совершаются, а не оказываются аберрациями, там происходит вовсе

не нарушение естественных законов 'произволом' высших сил, а

проявление этих сил через ряд других законов, нам еще неясных.

То, что зачастую кажется нам монолитным, простым,

нерасчленимым двигателем наших поступков, например совесть, в

действительности представляет собой весьма сложный результат

разных рядов. В основном совесть есть голос нашей монады. Но

его доступ в сферу нашего сознания обусловливается воздействием

других рядов: внешние обстоятельства, например какой-нибудь

случай, послуживший толчком к тому, чтобы этот голос монады был

нами услышан, - это есть проявление Промысла, действие сил

Провиденциальной природы.

Таким образом, выбор человека предопределяется тремя

рядами сил. Силами Провиденциальными, пользующимися в своих

целях законами природы и истории, как орудиями, и постепенно их

просветляющими; силами демоническими, пользующимися теми же

самыми законами и все более их отягчающими; и волей нашей

собственной монады, подаваемой в круг нашего сознания голосами

сердца и разума с помощью Провиденциальных сил.

Поэтому, будем ли мы рассматривать законы природы и

истории как механические, бездушные необходимости или как

орудие тех или иных живых, личных, иноматериальных либо

духовных сущностей, - от этого степень нашей свободы не убудет

и не увеличится.

Следовательно, степень свободы человеческого выбора с

точки зрения концепции Розы Мира не меньше, чем с точки зрения

материализма, но ряды определяющих ее факторов иначе осмыслены

и четче расчленены.

И если материалиста не оскорбляет ограниченность нашей

свободы совершенно безличными и бездушными законами природы, то

чем же может унижать нас ограниченность нашей свободы волей

Провиденциальных сил? Нас может оскорблять только

ограниченность нашей свободы волей сил демонических; да, она

оскорбляет; но ведь это - те самые силы, те наши исконные

враги, в обуздании, обращении и просветлении которых - вся наша

цель. И это оскорбление мы перестанем переживать только тогда,

когда сделаем себя недоступными их воздействию. Эволюция

мировой жизни ведет ряды существ от минимальной степени свободы

в простейших формах (в зачаточное сознание микроба голос монады

не достигает почти совершенно, и поведение его определяется,

главным образом, демоническими силами, действующими через

законы природы, как через свой передаточный механизм). Высшие

животные уже гораздо свободнее, чем микроб, амплитуда их

произвольных действий много шире; у человека она возрастает

несравненно.

Противники религии как таковой указывают на то, что она

требует отказа от личной воли, требует покорности нашей воли

Божеству. И по отношению к некоторым религиям прошлого они

правы. Но Роза Мира не есть религиозное учение прошлого. Она

есть религиозное и социально-этическое учение будущего. Никакой

'покорности' воле Божией Роза Мира не требует, ибо ценно только

то, что совершается человеком добровольно, а не по принуждению.

Не требование рабской покорности воле Божества будет

звучать из святилищ религии итога. Оттуда будет излучаться

призыв ко всеобщей любви и к свободному богосотворчеству.

Господь - это неизменное и невыразимое первоверховное

стремление, это - духотворящая власть, действующая во всех

душах, не умолкающая даже в глубине демонических монад и

направляющая